Всероссийская научная конференция — XV Боголюбовские чтения «Открываем коллекции …» — состоялась 29-30 сентября 2016 года. В сборник материалов конференции вошли статьи, в которых оснащены малоисследованные аспекты жизни и творчества А.П. Боголюбова. Наибольшее количество публикаций посвящено изучению коллекций Радищевского музея и художественной жизни Саратова XIX — начала XXI века. В сборник вошла статья директора МУК «Пугачевский краеведческий музей имени К.И. Журавлева» Н.И. Сулеймановой — «Золотая нить России».
Золотая нить России.
Автор: Н.И. Сулейманова
Муниципальное учреждение культуры «Пугачёвский краеведческий музей имени К.И. Журавлёва» город Пугачёв.
Одной из интереснейших частей собрания Пугачёвского краеведческого музея имени К.И. Журавлёва можно считать коллекцию художественных тканей. Она насчитывает 105 единиц хранения. Около 90 предметов – церковного назначения и облачения священнослужителей. Основная часть коллекции сформировалась в 1919 и 1925 годах за счет поступлений из ризниц Иргизских монастырей: Спасо-Преображенского, Средне-Никольского и Нижне-Воскресенского.
Gold thread Russia.
Author: N.I. Suleymanova
Municipal Cultural Institution «Pugachёvsky History Museum named after K.I. Zhuravlev» Pugachev city.
One of the most interesting parts of Pugachёvskogo local history museum collection named KI Zhuravlev can be considered a collection of art fabrics. It has 105 units. About 90 items — ecclesiastical vestments and the appointment of priests. The bulk of the collection was formed in 1919 and 1925 respectively due to revenue from the sacristy Irgiz monasteries: Spaso-Preobrazhensky Average Nicholas and Lower Resurrection.
Во время правления Екатерины Великой староверам, спасавшимся за веру в Польше, было разрешено заселяться на беспредельных заволжских степях. Иностранные колонисты осели на берегу р. Волги, а староверы облюбовали приток Волги Большой Иргиз.
Первые поселенцы застали развалины золотоордынских мечетей, что и послужило поводом к наименованию основанной ими в 1764г. слободы Мечетной (с 1836 — город Николаевск, с 1918 — город Пугачев).
Cкоро на Большом Иргизе возникли скиты, которые впоследствии превратились в крупные монастыри — духовные центры староверов, так называемого беглопоповского согласия.
Первым завел скит на Иргизе в 1763г. старовер Авраамий. Он обосновался в тридцати верстах от Волги, на полуострове под названием Медвежий Гай, образованном Иргизом и Монастырским озером. Иноки жили в землянках, расположенных в лесной глуши.
Несколько выше по Иргизу независимый скит образовал другой выходец из Польши, иеромонах Пахомий. Он пришел вместе с семнадцатью иноками. Их кельи стояли на ровном лугу, который с одной стороны омывался Иргизом, а с другой – Камышовым озером.
Инок Исаакий образовал скит, который находился выше по Иргизу, в 7 верстах от Пахомиева скита, на Старицком Юру. C группой иноков он занял заросший чернолесьем полуостров между Иргизом и озером Калач.
Эти скиты со временем превратились в богатые старообрядческие монастыри. Авраамий скит стал Нижне-Воскресенским монастырем, Пахомия скит – Средне — Никольским, Исаакия скит — Спасо-Преображенским.
На Иргизе были и два женских монастыря — Вознесенский и Покровский.
Иргизские монахи были ревнителями и строгими хранителями древнего благочестия. Здесь был главный центр беглопоповцев, так как с 18 века только на Иргизе имели право принимать беглых попов и подвергать их «исправе». Этих попов посылали с Иргиза во все города, даже в Петербург, когда в них оказывалась там нужда.
В монастырях было сосредоточено огромное богатство — золотые и серебряные оклады на иконы, много было икон древнего письма, библиотеки, состоящие из рукописных и старообрядческих книг, золотные и серебряные облачения священнослужителей.
В годы правления императора Николая I государственная политика в отношении староверов резко ужесточилась. Иргизские монастыри были вынуждены принять единоверие.
В 1919г. они были закрыты, монастырские храмы разрушены.
Уцелевшие реликвии — книги, церковная утварь, облачения священнослужителей были доставлены в только что открывшийся Пугачёвский музей местного края (март 1919г.) В том числе и опись церковной утвари ризницы и имущества Никольского единоверческого монастыря. На последней странице есть запись: «свидетельствовали протоиерей Гавриила Чернышевский[i]».
В ризницах иргизских монастырей хранились богатые церковные одежды. Ткани церковного обихода до сих пор поражают людей своим богатством и разнообразием.
В фондах нашего музея много фелоней[ii] (риз) сшитых из китайского шелка, дородоры[iii], хранятся из французского штофа[iv]. Наиболее ценной в то время считалась парчовая ткань. В описях церковной утвари ризницы Средне-Никольского монастыря облачения из парчовой ткани записаны на первом плане, как наиболее ценные и примечательные: риза из парчи на золоте, около борта оплечья и оподолья обложены двухвершковым золотым гасом[v]. Крест и звезда из вершкового гаса, подкладка розового цвета, коленкоровая.
Гордостью нашего музея является риза, вышитая и подаренная в Средне-Никольский монастырь Екатериной II. В описях церковной утвари этого монастыря эта риза значится под номером 1 «риза парчовая на золоте с голубыми бархатными оплечьями, c вензелем «БГБ», по оплечью и оподолью обложены полуторовершковым золотым гасом с крестом из такого же гаса и звездою золотого битья[vi], с розовой коленкоровой подкладкой»[vii]. Эта риза показывает искусство золотошвейниц. Мастерицы умело использовали золотые и серебряные нити разного качества: пряденье[viii], скание[ix], канитель[x], трунцал[xi], бить. Оплечье фелони украшено золотым шитьем 18 века по «карте» — орнамент растительный: листья дубовые, виноградные гроздья и т.д. Весь фон расшит блестками, подол шит из цветной парчи, обложен золотым гасом (тесьмой). Звезда (украшение фелони – квадрат, нашитый снизу среднего заднего полотнища фелони) вышита парчовой нитью, круг пришит к холсту, имеется и фольга. В работе мастерицы использовали двухстороннюю гладь с настилом (техника рококо[xii]).
Крест расшит цветной парчой, вышит мелким жемчугом (жемчужины нанизаны на нитку и пришиты на «бель» — настил из пасмы белых хлопчатобумажных нитей. Ниже оплечья пришит гас (тесьма из золотых ниток) 6 см. По подолу также пришит гас – 6 см. Подкладка из розового коленкора.
К этой ризе в музее хранится и епитрахиль. В монастырской описи она тоже записана под первым номером: «Шитая золотом по голубому бархату с 13 серебряными позолоченными пуговицами и с золотою бахромою…»[xiii]. К, сожалению, пуговицы не сохранились. Перед епитрахили украшен вышивкой: колосья пшеницы, гроздья винограда, букеты роз, изображением хоругви, копия и трости. Вышивка объемная золотной нитью, канителью, блестками. Подкладка – розовый коленкор. Экспонат очень редкий, уникальный.
В экспозиции нашего музея находятся: фелонь, поручи, епитрахиль, воздуха, вышитые серебряными нитями.
Фелонь из серебряной парчи сшита из одного куска парчи. Узор ткани – растительный, розы. Верхнее оплечье в виде конуса. На спине в верхней части под плечевой полосой помещено знамение креста, внизу спинной части, ближе к подолу, на одной линии с крестом нашита восьмиконечная звезда в виде ромба. Крест и звезда объемные, вышиты серебряными нитками, битью, блестками, плетенным металлическим шнуром. Ворот и низ обшиты узкой серебряной тесьмой. По плечевой полосе и в 17, 5 см от подола нашит гас (серебряная тесьма) шириной 6,5 см. Подкладка – светло-серый коленкор.
В комплект к фелони в музее хранится епитрахиль, шитая из серебряных ниток, битью, канителью, блестками. Епитрахиль – длинная лента, огибающая шею и сплошным полотном спускающая на грудь. Узор парчи – растительный, из роз. Ворот обшит узким серебряным галуном[xiv]. Посередине пришиты 12 стеклянных пуговиц серебристого цвета на высокой ножке. Они закреплены шелковым плетеным шнурком. На лицевой стороне епитрахили нашиты три пары крестов, седьмой крест находится на шее. Кресты вышиты серебряной нитью, блестками, битью и канителью. Подкладка – светло-серый коленкор.
Поручи из серебряной парчи – узкие нарукавники, надеваемые на рукава подрясника. Широкие полосы из парчи с изображением креста посередине. Крест вышит серебряными нитками, битью. Поручи соединяются с внутренней стороны руки стеклянными пуговицами цвета на боковых краях петлями – шелковыми шнурами. Края поручей обшиты узкой серебряной тесьмой. Подкладка-коленкор серого цвета.
Особый интерес представляет и пояс священника шитый серебряными нитками с металлической застежкой белого цвета. Пояс в виде широкой ленты, узор парчи растительный. Края ленты обшиты серебряной тесьмой. Низ ленты — уголок. На каждой ленте нашито три креста из узкой серебряной тесьмы. Металлическая застежка (7,5см. х 13,5 см.) немного выгнута с гравировкой. Рисунок гравировки: на фоне кирпичной замковой стены с храмами изображен крест на горе, с надписью «IC XC”, по сторонам от креста – изображения копия и трости.
«Риза дородоровая на золоте с шелковыми цветами…»[xv], вышитые гладью на машинке, по белой серебряной земле. Оплечье и подол из такой же материи. Оплечье обложено гасом 6,3 см., вышитый серебряными нитками. Горловина обложена тесьмой розового цвета. Подол обложен золотым гасом (6 см.), обшитый золотыми нитками. Крест состоит из пунцового бархата, вышитый настоящим жемчугом. Подкладка из голубой ткани.
В музей были доставлены воздуха (пелена для покрытия сосудов с дарами), покрывало на аналой и т.д.
Уникален воздух шитый из бархата и серебряной парчи. По бордовому бархату шит крест из золотых ниток. Края креста обшиты серебряными нитками. Трость, копие, буквы вышиты золотыми нитками и золотой битью. Под крестом вышиты квадраты золотыми нитками. В центре квадратов вышиты по фольге канителью узоры. В нижней части воздуха вышиты по карте золотыми нитками гора Голгофа, череп Адама (глаза, брови, нос, рот – вышиты черными нитками). По краям воздуха на серебряной парче вышиты с помощью золотых ниток, битью, канителью и фольгой четыре Евангелиста и четырех Херувима. Лица нарисованы на бумаге. Бахрома и кисти из золотых ниток.
Красив воздух из красного бархата. Крест, копие и трость, шитые золотом, весь воздух вышит серебряными нитями, обложен серебряным глазетом, c золотой бахромой и четырьмя золотыми кистями, подкладка из зеленой тафты. Историческую ценность представляют и другие воздуха.
Прекрасно изготовлены две палицы, вышитые серебряными нитями и сканью, узоры посередине отделаны светлой бахромой. Интересна одна палица (набедренник), представляющая четырехугольник, носимый на поясе архиереями. Палица шита из белой ткани с золотистой шелкографией. В центре – крест с узорами на белом фоне, по краям – узоры растительного орнамента. Палица окаймлена золотой бахромой. На трех углах – кисточки из золотых ниток. Внутри – плотная ткань. Подкладка белая.
Головным убором высшего духовенства является митра. Достойное место она занимает в коллекции нашего музея. Сшита митра из белой парчи, украшена вышивкой из серебряных нитей. Иргизские монахини использовали при шитье и жемчуг. Особого великолепия достигло жемчужное шитье на облачениях духовенства и иконах. Примером может служить оклад к иконе Казанской Божьей Матери, хранящейся в фондах нашего музея.
Интересен сулок – украшение на архиерейский жезл, состоящий из 2-х частей. Шит из тафты желтого цвета с белым растительным узором. В верхней части в центре вышит золотой битью крест в форме цветка (9 см. х 9 см). На край пришита желтая тесьма с рубчатым узором. По краям обшит золотой бахромой. Обе части имеют колоколообразную форму. В верхней части сшиты вместе полосой из такой же ткани, собираемую на нитку для одевания на жезл. Подкладка из светло-белого коленкора.
Описанная коллекция является произведением искусства, показывает безупречный художественный вкус иргизских мастериц. Имена мастериц нам, к сожалению неизвестны.
Данная коллекция требует не только бережного и внимательного отношения, но и умения определить стиль вещей, выяснить особенности технических приемов.
К, сожалению, многие музеи, имеющие в своих собраниях русские золотные ткани XVIII — начала XX вв., сталкиваются с проблемой их атрибуции. Это связано прежде всего с тем, что материал до сих пор не получил детальной научной разработки.