Историческое прошлое иргизских старообрядческих монастырей как основа современного возрождения

    Климова А.А., гр. КМ-220
    Ведерникова Т.И., науч.рук. канд. ист. наук, доцент

Историческое прошлое иргизских старообрядческих монастырей как основа современного возрождения // «Культура и молодежь: ориентиры современного мира», L научно-творческая конференция студентов (2022, Самара). Материалы L научно-творческой конференции студентов , Самара, 18-22 апреля 2022 г. / Самарский государственный институт культуры; под редакцией М.А. Петиновой. – Самара, 2022. – 284 с. С.78-79.

В начале царствования императрицы Екатерины II тысячи староверов, около ста лет спасавшихся от гонений за веру «в лесах и на горах» в глухих местах России, а также на территории тогдашней Польши, потоком хлынули в Нижнее Поволжье. Императорским манифестом 1762 г. им было разрешено беспрепятственно селиться на свободных землях. Целью императрицы было как можно быстрее аграрно освоить и сделать житницей России заволжские просторы, нуждавшиеся в защите от набегов кочевых народов. Под поселение старообрядцев были отведены берега реки Большой Иргиз.
Переселенцы застали развалины золотоордынских мечетей, что дало название основанной в 1764 г. слободе Мечетная (с 1851 г. – уездный город Николаевск Самарской губернии, с 1918 г. – Пугачёв, переименованный по инициативе В.И. Чапаева). Скоро на р. Б.Иргиз возникли скиты, которые впоследствии превратились в крупные монастыри – духовные центры староверов «беглопоповского» согласия.
Верхний Спасо-Преображенский монастырь основал приехавший из Польши старообрядец Исаакий. Из трёх образовавшихся в этот период иргизских обителей исаакиевская располагалась выше всех по течению Иргиза, из-за чего монастырь называли «верхним». В 1841 г. обращён в единоверие. В 1889 г. открыта школа, в которой учили живущих в монастыре мальчиков единоверческому чтению и пению. С приходом советской власти монастырь был закрыт постановлением Николаевского уездного Совнаркома от 26 января 1918 г. В 1927 г. на территории бывшего монастыря начал работу дом отдыха «Пугачёвский». Сегодня от Спасо-Преображенского монастыря остались часть стены с башней и несколько старых корпусов, занятых социально-оздоровительным центром «Пугачёвский».
Средне-Никольский женский монастырь был основан в 1764 г. выходцем из Польши старообрядческим священником Пахомием сначала как старообрядческий мужской скит. Монастырь располагается в излучине реки Иргиз. Указом Саратовской духовной консистории в 1837 г. он был обращён в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь. После революции в феврале 1918 г. обитель закрыли и передали в ведение Николаевского уездного земельного отдела, в Свято-Никольском храме начали ссыпать зерно. С 1920 г. все монастырские здания перешли в распоряжение уездного отдела народного образования, после чего в Никольской церкви открылся клуб. Покровский храм в 1929 г. разобрали.
В 1997 г. силами прихожан пугачёвского Воскресенского храма и местных коммерческих организаций началось восстановление Свято-Никольского храма. 26 ноября 1998 г. был зарегистрирован приход во имя Святителя Николая Чудотворца, при котором вскоре образовалось сестричество, благодаря которому были восстановлены двухэтажный келейный дом и одноэтажный дом для послушниц. 28 декабря 2000 г. был учреждён православный Свято-Никольский женский монастырь в ведении РПЦ. Сохранён общий ландшафт и старообрядческая архитектура, но службы при этом ведутся православные.
Нижне-Воскресенский монастырь основан в 1762 г. Он был самым крупным и самым влиятельным среди других Иргизских монастырей. Основатель его – инок Авраамий, бывший крестьянин Казанской губернии. В 1828 г. монастырь был утвержден в ведомстве Святейшего Синода как единоверческий мужской. В 1918 г. обитель была закрыта. В том же году сгорела Воскресенская церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был разобран. Сначала на территории обители был Дом отдыха, и затем многие десятилетия − психоневрологический диспансер. Указом Епископа Саратовского и Вольского Лонгина от 15.07.2004 г. принято решение о восстановлении обители, первоначально – со статусом подворья Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. В дальнейшем было благословлено открытие Иргизского Воскресенского мужского монастыря с. Криволучье Балаковского района Саратовской области. На сегодняшний день на территории комплекса сохранилось несколько полуразрушенных хозяйственных построек, возведённых в советское время, из монастырских зданий – три братских корпуса и дом настоятеля, а также иконы.
Уцелевшие реликвии – книги, церковная утварь, облачения священнослужителей, в том числе и опись церковной утвари ризницы и имущества Средне-Никольского единоверческого монастыря были доставлены в марте 1919 г. в только что открывшийся Пугачёвский музей местного края. На последней странице есть запись: «свидетельствовали протоиерей Гавриила Чернышевский» [3]. В составлении описи имущества Верхне-Спасопреображенского монастыря, хранящейся в музее, участвовал известный историк М.Н.Тихомиров.
Гордостью музея является риза, вышитая и подаренная в Средне-Никольский монастырь Екатериной II. Она демонстрирует искусство золотошвейниц, использовавших золотые и серебряные нити разного качества: «Риза парчовая на золоте с голубыми бархатными оплечьями, c вензелем «БГБ», по оплечью и оподолью обложены полуторавершковым золотым гасом с крестом из такого же материала и звездою золотого битья, с розовой коленкоровой подкладкой. Оплечье фелони украшено золотым шитьем XVIII века по «карте»; орнамент растительный: листья дубовые, виноградные гроздья» [3].
В 1926 г., благодаря стараниям директора Пугачёвского музея К.И.Журавлева, А.И. Тереножкиным сюда была доставлена из Нижне-Воскресенского монастыря деревянная походная церковь ХVIII века. Семикупольный храм с иконописными изображениями представляет собой «маленькое подобие московского храма второй половины XVII века с кокошниками и семью главками над ними». М.Н.Тихомиров не смог определить, когда появилась эта походная церковь в монастыре, но отметил, что она уже значилась в описях первой половины XIX в. [3].
Сохранившиеся исторические материалы, раритеты, памятники градостроительного искусства и архитектуры несут черты национальной культуры, местных традиций и народного зодчества, на которых базируется архитектурная преемственность, методика восстановления, реконструкции и реставрации монастырских комплексов.
Таким образом, культурное наследие Иргизских старообрядцев представляет собой архитектурные памятники и общие ландшафты, церковные реликвии (облачения монахов, походная церковь, кресты, мощевики, утварь), а также рукописные и старопечатные книги.
На сегодняшний день видна тенденция к возрождению монастырей: восстановлены Средне-Никольский женский и Нижне-Воскресенский мужской. Храмы относятся к РПЦ и сейчас там проводятся православные службы, из старообрядческой культуры сохранили только архитектуру. Происходит регенерация исторической среды, главной ценностью которой является наглядная информация в виде архитектурного пространства Прииргизья, запечатлевшего своеобразный опыт и знания о взаимодействии монастырской культуры и природы. В Пугачёвском краеведческом музее организуются выставки, посвящённые церковным реликвиям, Всероссийские научные Боголюбовские чтения «Открываем коллекции …», а также встречи с молодёжью, к примеру, тематико-экспозиционный вечер «Книжное наследие старообрядцев иргизских монастырей», посвященный Дню православной книги. Деятельность общественных и культурно-просветительских организаций направлена на то, чтобы сделать наследие известным и живым: сохранить, использовать и транслировать его в современное общество.
Источники и литература
1. Большая саратовская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saratovregion.ucoz.ru/index.htm (дата обращения 10.04.2022).
2. Журавлёв К.И., Симонов А.А., Сулейманова Н.И. Город Пугачёв. История и современность: в 2-х тт.Т.1.От основания до 1945 г. – Саратов, 2016. — 592 с.
3. МБУК «Пугачевский краеведческий музей имени К.И.Журавлева» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzey-pugachjov.ru/xv-боголюбовские-чтения-открываем-колл.html#_edn1
4. Сулейманова Н.И. Пугачёв: слобода Мечетная – город Николаевск. –Саратов: ООО «Волга», 2014. — 84 с.