ПУГАЧЕВСКИЕ ТАТАРЫ-МИШАРИ

О происхождении современных татар существовали три теории, исключающие друг друга. Часть историков отождествляла казанских татар с теми монголо-татарами, которые покорили Русь и другие страны. Другие утверждали, что нынешние татары-конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и
завоевателей-монголов. И, наконец, существовала теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получивших от монголов лишь название «татары». Учеными установлено, что население Татарии, занимающие территорию былого Булгарского княжества, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по настоящее время.С уверенностью можно сказать, что этнический состав татар составляют древние булгары, включившие в себя новые элементы, пока ещё плохо обследованные, и только впоследствии получившие имя «татары».

Кто же такие булгары? В конце 6 века на смежных территориях: Северном Кавказе, Придонье, Приазовье-возникает «Великая Болгария». Вскоре хазары побеждают Великую Болгарию. Хотя она и распалась как единое государственное объединение, его народ не исчез. Часть болгарских племен под предводительством Аспаруха переселяется на Дунайскую равнину, дорогу, куда проторили родственные им гунны. Здесь болгары, как известно, слились со славянскими племенами, дав им название «болгары». Другая часть болгар вместе с союзными родственными племенами переселяются в Среднее Поволжье, и создает там государство-Волжскую Булгарию. Освоение булгарами Среднего Поволжья шло мирным путем, без военных столкновений. Они выращивали многие виды злаковых и бахчевых культур, сооружали города с водопроводами, вели оживленную торговлю со странами Европы, Востока, Юга, строили мечети, мектебе (школы).

Покорение монголами Волжской Булгарии, а также финно-угорских племен привело к падению народов. Народ понес огромные потери, но не покорился и после поражения.

Волжская Булгария, как и Московская Русь, находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды. Столица – город Булгар-была разрушена. Нашествие монголов на Волжскую Булгарию, последующие их набеги привели к тому, что часть булгар начала переселяться  в другие районы (Кама, Вятка, Среднее Поволжье). С момента возникновения столицы под названием «Новые Булгары», как первоначально именовалась Казань, булгар перекрещивают в «татары». А кого в те далекие времена называли «татарами»? Русские в 12 веке называли татарами монголов, по названию одного из племен. Это племя было довольно воинственным, тревожило не только соседние родственные монгольские племена, но и не оставляло в покое и китайцев.

В 14 веке образовалось новое сильное татарское царство-Казанское. В состав этого царства вошли прежние булгарские владения и новые земли на севере и юго-востоке в нынешних Вятской и Пермской областях и Башкирии. Вот так легко и предельно просто булгары по воле отдельных историков сразу превращаются в совершенно новый этнос – «татар». В 16-19 веках татарами стали называться многие как тюркоязычные, так и некоторые иноязычные народности, жившие на окраине Русского государства.

К концу 19 века татары Среднего Поволжья и Приуралья сформировались в нацию и подразделялись в этнографическом отношении на казанских, мишарей, касимовских, крымских, сибирских.

В Пугачеве живут татары-мишари. Они себя называют «без мишярляр-мы мишари). Небольшими группами они обитают в ряде районов по левому и правому берегам Средней Волги. Основное занятие до революции и до 50-х годов 20 века-земледелие и саман.

В Николаевск (Пугачев) татары переехали в 1840 году из Хвалынского и Кузнецкого уездов Саратовской губернии. По переписи 1910 года в г. Николаевске проживало 2236 человек(15% от количества жителей Николаевска-14908 человек. По переписи 1989 года-2863 чел., 2002 года-3147: в городе-2753, в районе-394).

В 30- годах 20 века началась второе переселение татар из Ульяновской области, живших  на границе с Хвалынским уездом. Новых приезжих стали называть «иске як»- старая страна (родина). К ним относятся семьи Салиховых (иске як), Фейзуллиных (атлаш), Хоснетдиновых, Муракаевых,  Яфаровых и других.

Николаевский уезд Самарской губернии был меньше населен татарами, чем Хвалынский. И Хвалынские и Николаевские татары отличались от казанских. Татары – мишари выделялись более крупным ростом, менее выраженными тюркскими чертами лица. Сравнительно мало был распространен среди них носить кяпячь (тюбетейку). Женщина-мишарка ходила с открытым лицом, но не имела права садиться за общий стол, прятала лицо при появлении мужчин, вплоть до 70-х годов 20 века.

В базарных селах Саратовской и Самарской губернии татары составляли подавляющее большинство. Многие занимались торговлей: возили по селам деготь, скупали шкуры.

Сельское хозяйство лежало в основном на плечах женщин. Внешний вид татарского жилья  мало отличался от русского. Изба внутри была лишена каких-либо украшений. Стояла русская печь, лавки расставлялись вдоль стен, стол застилался характерной клетчатой скатертью и находился в переднем углу. Широкая лавка у стола накрыта цветным войлоком. На кровати лежали цветное одеяло и вдоль её – подушки.

Дворы были далеко не у каждой избы, но от улиц они были отделены забором и воротами, сени обычно делались из плетня, обмазанного глиной.

Татарская мужская одежда состояла из рубахи до колен без пояса, широких шаровар, камзола. Основные виды женской одежды были близки к мужской. Женщины носили нагрудник (кукряк) — кусок ткани в форме четырехугольника со срезанными верхними углами. Нагрудник укреплялся с помощью завязок, охватывающих шею, затем надевались кульмяк (платье), платок (яулык). Различались два вида платков: собственно яулык, который надевался непосредственно на голову, и верхний платок (шаль), одевался на яулык. На косы вплетали ленточки с монетами. Носили на запястье браслеты. На шее – бусы. В музее хранятся женские украшения, платки, обрядовые полотенца, сапоги (читек), платья, мужская рубашка, камзол (безрукавка) и т.д.Поверх кульмяка (платья) татарки носили камзол. Женские камзолы не застегивались, а иногда скреплялись на груди металлической (серебряной) бляхой-застежкой. Зимней одеждой татар были шуба (тун) и фуфайка, стеганная на вате.

 Обосновавшие татары в 1898 году построили небольшую мечеть. Потом она была разобрана, и на этом месте в 1903 году была построена новая мечеть. Мечеть строилась на народные деньги. Большую помощь оказали богатые люди. Среди них-Шамяр-бай-Шамсетдин Рафиков, который жил на берегу реки Большой Иргиз. В этом доме в советское время находился магазин «Промтовары» и Юсуп-бай из деревни Сафаровка Дергачевского уезда. На пожертвования народа была построена и другая мечеть (на этом месте находится магазин «Татарский»). В годы Советской власти мечети были закрыты. В 1938 году и в годы Великой Отечественной войны в них жили солдаты. В последующие годы вторая мечеть была разобрана, а строительный материал был использован для строительства пристройки к татарской школе. Здание другой-передали отделу культуры. В 50-х годах здесь разместился клуб. В 1990 году клуб «Северный» вновь возвратили мусульманам. Вновь был построен минарет по фотографии, хранящейся в краеведческом музее.

 Репрессии в 30-40 –х.  годов  не миновали и татар города Пугачева. В первую очередь были арестованы служители мечети. Люди старшего поколения до сих пор помнят, как семерых знатоков Корана в один день арестовали, и о них больше ничего не было известно. Это Умяров  Халидулла Биктимирович, Фейзуллин Султан, Абдрашитов Сулейман Илляжетдинович, Тяминов Халиулла Исхакович, Мухаммедов Абдурахман Карама бабай (в народе его так называли), был арестован, только что приехавший молодой мулла из Башкирии Шаяхмед (фамилия его в данный момент не установлена), Алченбаев Вагис Мухаметдинович.  Эти люди были самыми уважаемыми, гордостью среди жителей поселка. Аресты навели ужас на людей, который длился вплоть до середины 70-х годов. Если в поселок приезжали незнакомые люди и спрашивали о ком-либо, то им отвечали, что не знаем. Это был своего рода инстинкт самосохраняемости. Позже стали раскулачивать и простых людей. Так, например, два брата Тимряляевых Сатдин и Иматдин со своими семьями были отправлены в Сибирь. После реабилитации они переехали жить в Самарканд.

В 20-х годах ХХ века жители татарского поселка вступили в колхоз «Ялкун» («Пламя»), ныне одна из улиц названа в честь этого колхоза. В 1941 году с начала страды здесь развернулась самоотверженная битва за военный хлеб. На полях колхоза работали старики, женщины и дети. Плохо одетые, плохо обутые подростки, девушки и парни от зари до зари работали на поле. Ялкунцы сеяли пшеницу, ячмень и просо. В колхозе была и своя овощная плантация. Сажали морковь, капусту, свеклу. Ранней весной жители татарского поселка выходили на посевную, летом косили хлеб, скирдовали и молотили. Казалось, вся жизнь в «Ялкуне» переместилась на полевые станы, тока. Осенью и зимой занимались сортировкой зерна. 13-14 летние подростки стали трактористами: Билюков Жяфяр Абдуллович,  Измайлов Хасян Шихабович и многие другие. Девчата 15-18 лет тоже сели на трактора. Трактористками в годы войны стали Фейзуллина (Уманцева) Марьям Юсуповна, Хисаметдинова (Умярова) Рахимя Шихаметдиновна, Измайлова Халимя Юсуповна, а Татлова Омельгульсем Зиятдиновна работала прицепщицей. В местном архиве хранится заявление Умяровой (Хоснетдиновой) Анвар Хамитдуловны, написанное 22 февраля 1942 года. Вот что написала Анвар:  «Прошу управление колхоза принять меня членом вашего колхоза, так как, осознавая создавшееся тяжелое положение, нехватки рабочей силы, я должна работать на трудовом фронте совместно с колхозниками помогать фронту для скорейшего разгрома гитлеровцев». Её заявление было подписано и она работала трактористкой в колхозе «Ялкун». Также, как и все жители города Пугачева стирали бельё для раненных бойцов. В фонд обороны страны сдавали молоко, яйца. Люди отдавали последнее, надеясь, что этот вклад хотя бы на миг приблизить долгожданный день Победы. Ялкунцы собирали денежные средства на строительство самолета для защитников Сталинграда.

До революции в татарском поселке действовали две магометанские школы (мектебе). В одной из них долгое время работал учителем Мофтехетдин Войнов. Его сын Абдулгади открыл начальную школу. В 1927 году  из упраздненного Средне-Никольского монастыря было перенесено деревянное здание и открыта школа. Первыми учителями были Абдулгади Мофтехетдинович Войнов и Вера Александровна Жирнова.

В сентябре 1931 года организована татарская «семилетка». Это стало большим событием для поселка. Директором школы стал Фатих Абдурахманович Муратов. При нем строительство учебного заведения было доведено до конца. Открылись классы в частных домах, по улице Уфимской и Интернациональной (дома сохранились). Большую помощь школе оказывал председатель колхоза «Ялкун» Иматдедин Хубеев. В 1965 году в школе было отменено преподавание на татарском (казанском) языке.

В настоящее время в этом здании находится Основная Общеобразовательная школа №4.

Среди тех, кто отстаивал свободу в годы Великой Отечественной войны, были и жители татарского поселка: 50 человек погибли (из Книги Памяти Саратовской области), 32-пропали без вести, среди них и мой дед Нугаев Салих  Сулейманович 1906 года рождения, 7-умерли от ран. Сотни пугачевцев награждены боевыми орденами и медалями. Кавалером двух орденов Славы был Ибрагим Батраханович Тяминов. Он сражался на северо-Западном, 3-м Украинском фронтах. Его документы и награды хранятся в фондах нашего музея. Абдулхак Тагирович Фейзуллин награжден двумя орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда». Ахметша Умярович Салихов начал боевой путь у стен Сталинграда и закончил 9 мая  1945 года в Праге и многие другие татары-пугачевцы достойно сражались на битвах сражений. Женщины также принимали участие в этой жестокой войне: и в частях Красной Армии, и в партизанских отрядах, как санитарки спасали жизнь бойцам, вынося их с поля сражений. Многие из них имели боевые награды.  Так, Мярзия Халиловна Черкасова, Марьям Ибрагимовна Ганиева были призваны на фронт в 1942 году и прошли всю войну до 1945 года.

Интересен язык пугачевских  мишар. Многие слова-это переделанные русские  слова, например, картофель-картуф, дыня-дынь, капуста-капуста, спички-спичка, молоток-молотук, гвоздь-гузь. Есть в разговорной речи и русские слова: пила, тарелка, чашка и т.д.

Пугачевские татары-мишари, живя рядом с русскими, сохранили свои традиции и обычаи, которые в основном связаны с религиозными верованиями. Я остановлюсь на некоторых из них. Многие  из них связаны с главными моментами человеческой жизни: рождение, бракосочетание и смерть.

С рождением ребенка связан обычай-наречение имени. После выписки из роддома, приглашается в дом хазрят, или другой человек, который знает обычай наречение имени. Младенца на подушке подносят к мулле и тот, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносит имя новорожденного. Ребенок в первый же день приезда в дом, должен получить свое имя, а то — «будет плакать». Через некоторое время, приглашаются в гости женщины на «бябяй-туй или бябяй мае бябяй-ребенок, май-масло, туй-свадьба».

На стол подают много еды, и обязательно сливочное масло, после которого родственники дарят подарки.

Девочкам по обычаю в маленьком возрасте обязательно прокалывали уши, надевали серьги, потом приглашались родственники в гости, те приносили подарки. Мальчикам в раннем возрасте делают обрезание, после выздоровления, тоже приглашаются родственники, которые приносят ребенку подарки.

Никах. Напримере старейшей жительницы г. Пугачева, я расскажу о том, как она выходила замуж в 1940 году. Магиря Мубиновна Курмаева родилась в г. Пугачеве 20 апреля 1917 года, мама у неё умерла, когда ей было три года. Отец женился на другой женщине из этого же поселка. Когда ей исполнилось 22 года, она познакомилась с Умяровым Абдулкадиром Биктимировичем.  Они встречались 9 месяцев, ходили в кино, театр.  Абдулкадир сделал ей предложение — выйти за него замуж. В это время был пост. Она согласилась, но по местному обычаю, её должны были украсть. В назначенное время, в 18 часов, Магиря тайно приготовила свою одежду, вынесла в сени и под предлогом, что ей надо выйти за дровами, вышла из дома. В это время, жених ждал её около дома. Молодые пришли в дом жениха. Тем временем родственники жениха готовились к встрече невесты. Близкие родственники Абдулкадира, пошли в дом невесты с сообщением, что их дочь находится у них дома, что её украли.

Ночью, в доме жениха состоялся Никах. Был приглашен мулла, который перед молодоженами прочитал соответствующие Суры Корана, спросил, согласны ли стороны вступить в брак. На второй день у молодоженов был «бал»(бал-это мед, родственники жениха должны поставить на стол мед, который извещает, что пора дарить молодоженам подарки), на которой приглашаются родственники жениха и невесты. Родители невесты приготовили сундук с приданным, который родственницы на руках несли в дом жениха. Она до сих пор помнит имена этих людей: Юскеева Магиря и Марьям апай (фамилию забыла) В сундуке были одеяло, полотенца, одна подушка. В фондах нашего музея хранится полотенце из этого сундука, вышитое мачехой Магири Мубиновны.

Родственники подарили: чулки, носки, чашки, полотенца, фартук (запун) был самым большим и дорогим подарком. Жених подарил 4 метра белого ситца и большой желтый платок. Жених по тем временам был состоятельным, так как работал в совхозе трактористом. Гостей угощали супом  с домашней лапшой -салма, кашей. К чаю подавали пироги и кеекча (в виде ромба, из сдобного недрожжевого теста, жарятся в глубокой посуде, до сих пор готовят на свадьбу). Но жить вместе Магире Мубиновне и Абдулкадиру Биктимировичу Умяровым суждено было всего 7 месяцев. В первые дни войны мужа призвали на фронт, где он погиб в 1943 года.

Магиря апай (апай-обращение к женщине) живет со своей родственницей — Назирей, 1935 года рождения.

Назиря апай вышла замуж в 1956 году за местного парня Курмаева Рахимжана.

После того, как её украл жених, в этот день состоялся Никах и  ижяткабул (приглашаются родственники жениха и невесты), на «бал»  родственники подарили такие же вещи, что и на свадьбу Умяровых.  Свадьба продолжалась всю ночь. Состоялся и « кияв-егет» (гуляют более молодые родственники). Гостей угощали и салатами (винегрет, солености). Из горячих блюд на свадьбах стали подавать пельмени (мелкие) в виде горячего блюда. Кстати сказать, до сих пор, на свадьбах пельмени подают, как первое горячее блюдо. Под утро гости пошли в дом невесты, где свадьба продолжалась.

В 70-х годах свадьбы длились до 2-х  недель: жених «воровал» невесту, хотя родители знали, готовились к этому мероприятию, потом родственники жениха, приходили в дом невесты и сообщали, что их дочь украдена, в этот же вечер родственники жениха и невесты собирались в доме у жениха, накрывались столы, приходил мулла на Никах. После Никах — ижяткабул, гостей угощали без водки, так как были за столом пожилые люди. Позже приходили более молодые люди на « кияв-егет», на стол уже ставилась водка и салаты. Гости гуляли до утра.

На  второй день приходили в гости одни женщины — «кияв хале белергя» (узнавать настроение у жениха). На «бал» приглашались все родственники, кроме угощения на стол ставили мед и родственники дарили подарки. Молодые регистрировали свой брак в Загсе ровно через неделю. В этот день гуляли только молодые люди. Был «посудный» день, когда в гости приглашались только женщины, которые приносили в подарок посуду. Последний раз в дом жениха приглашались только старые родственницы на «чибельдяк чай», смотрели на убранство кровати и шили «чибельдек» — ширму-занавеску над кроватью молодоженов.

Ткань была в сундуке у невесты. Мать покупала заранее определенное количество метров ткани (25 метров).

После окончания свадьбы родственники жениха и невесты приглашали молодоженов в гости. Молодой муж у родственников жены должен был в тайне под скатерть положить деньги. После ухода гостей, хозяева поднимали скатерть и доставали этот подарок. Молодая жена, в дом родственников мужа приносила в подарок отрез ткани.

Сегодня свадьбы (туй) играют так. За два дня до свадьбы в доме невесты готовят «Катламу» — национальное свадебную выпечку из недрожжевого теста. После приготовление женщин угощают, садятся за столы. В день регистрации утром  или накануне–никах, привозят сундук с приданным. Родственники бросают на землю

«Чигельдяк» (орешки из теста), конфеты и монеты.  После регистрации брака, свадьбу играют в столовой или кафе. На другой день или тоже накануне – « бал», в понедельник родители невесты приглашают в гости своих и родственников жениха в гости (кода алалар).

По данным ПугачевскогоЗАГСа в последнее время участились свадьбы между русским и  татарским населением города Пугачева (30%).

Похороны-джиназа, это сборы в дальнюю дорогу. Джиназа включает заупокойную молитву с чтением соответствующих Сур Корана, обмывания и завертывание в саван.

Саван шьют женщины по размерам умершего. На нитках не должно быть узлов,  и женщинам за эту работу дают саадака (деньги). Близкие родственники 5 человек обмывают, в это время никто не должен заходить, беспокоить. После обмывания, раздают платки, в одном углу, завернуты деньги.

После обмывания, одевают савану, мужчины выносят тело во двор, где мулла читает молитву.  На месте где лежал покойник дома, несколько дней лежат ножницы.

Эти традиции и обычаи сохранились с давних времен. Народ создал много легенд. Одну из них я помню с детства.

Это было давно. У одной девочки была злая мачеха. Она издевалась над ребенком, била её и постоянно заставляла, носит воду с Иргиза. Коромысло и ведра были большими и тяжелыми. Девочка всегда плакала, и Луна пожалела её-взяла к себе. И теперь в полнолуние, в ясную ночь, мы, смотря на Луну, видим эту девочку с длинными распущенными волосами, с коромыслом и  ведром.

В Пугачеве люди создавали свои песни-Бяет и Монёжет. Бяет- это песня-горе или трагедия. Если в семье, кто-то умирал, например дочь или сын, то мать слагала песню-бяет. Я с самого раннего детства слышала такие песни, их пела моя бабушка Салихова Зяйняб, которая жила по улице Оренбургской, 55. В годы Великой Отечественной войны её три сына были на фронте. Старший сын Жиянша Умярович в рядах Красной Армии был призван в ряды Красной Армии в 1938 году. В своих песнях бабушка пела о том, каким был её сын. Я никогда его не видела, потому что он пропал без вести в первый год войны, но я его знала хорошо, слушая эти песни. Песни бабушки, рассказывали, о том, как её сын любил свою маму. Однажды, она в погребе сломала руку и как он её поднимал из погреба, как бережно относился к ней. Кульминационным периодом её песен были проводы Жианша  язяя(дядю)  в Армию. Слушая бяет, можно было понять, что дядя знал, в родной дом он уже не вернется, хотя войны ещё не было. Бабушка пела, как горько ему было расставаться с родными, пройдя несколько метров, он обратно возвращался к родному порогу. О своем сыне бабушка много песен-бяет сложила, но в последние годы своей жизни, она вместо Германской границы, пела, что её сынок похоронен на Турецкой границе. По-видимому, в детстве она слышала бяет, о родственнике, который погиб в войне с турками. И , я сегодня, жалею, что в своё время не записывала эти песни. Бабушка пела бяет и о своей родине,( она родом из Ульяновской области).  Слушая эти песни, можно было прекрасно представить каким было её родное село.

Прекрасные бяет сложила соседка бабушки, Батраева Няймя апай, у которой дочку убила гроза. Когда она пела бяет, то люди рыдали. Вот так мать в песне, выражала своё горе.

Задачей сотрудников нашего музея является сбор этих песен и былин- Моняжет, касающихся нашего города. В поселке до сих пор поют былины о подвигах людей, об их жизни и так далее.

Сегодня в городе Пугачеве в клубе «Северный» существует татарский национально-культурный центр Дуслык» («Дружба»), организован 1 июля 2006 года, руководитель Зарифуллина Нурия Мухарямовна. Задача этого центра — сочетание двух компонентов: национального и интернационального воспитания молодежи, вот почему этот центр называется «Дуслык». Этот коллектив уделяет большое внимание изучению духовного и материального наследия русского и татарского народов, проживающих в городе Пугачеве.

Сулейманова Нурия Ибрагимовна

                 г. Пугачев. МУК «Пугачевский краеведческий

музей им. К.И. Журавлева».