«Какое великое значение имеют местные музеи, они развивают любовь к родной старине, приучают ее ценить, охранять и любить. И это первая ступень к исполнению моей фантазии, появлению местных историков, любящих и знающих родную старину. И не будет ли поэтому самым справедливым и разумным оставить богатства иргизских монастырей на берегах Иргиза, куда они стекались со всех концов нашей Родины.» (М.Н.Тихомиров. Доклад о поездке в иргизские монастыри с 31 мая по 17 июня 1919 г.)Михаил Николаевич Тихомиров (18 (31 мая ) 1893 — 2сентября 1965 г.) – академик- классик отечественной истории, исследователь очень широкого диапазона. Основные сферы его творчества отечественная история Х-ХI в.в. и специальные исторические дисциплины.
С 1919 г. по 1923г. Тихомиров М.Н. жил и работал в Самаре. (г. Пугачев входил в состав Самарской губернии).
Весной 1919г. в Самару приехал член Пугачевского уездного исполкома Сухоносенко и обратился с просьбой прислать знающих дело людей для того, чтобы принять рукописные и старопечатные книги, хранившиеся в иргизских монастырях. Губернский отдел народного образования назначил молодого 26-летнего М.Н.Тихомирова. Знания по палеографии в то время у Михаила Николаевича были еще небольшие, но был единственным кто мог приехать в наш город, и разобраться в древних рукописях.
В это время наш город только что был освобожден от белогвардейцев. Из Самары до Пугачева Тихомиров со своими спутниками ехали окружным путем (по степи ехать было опасно, т.к. бродили шальные люди). На пароходе доплыли до г.Хвалынска, где Михаил Николаевич осмотрел местный музей. Потом, переплыв Волгу, оказался в Духовницке, а оттуда на лошадях добрался до г. Пугачева.
С 31 мая по 2 июня он посвятил осмотру Пугачевского музея краеведения (открыт 20 марта 1919г.) и был поражен обилию рукописных и старопечатных книг из Средне-Никольского монастыря, только что упраздненного. Здесь он познакомился и архивом монастыря, включающим в себе акты 30-40-х годов 19 в.
4 июня 1919 г. Михаил Николаевич выехал в Спасо-Преображенский монастырь, который был упразднен и здания его были приспособлены под детский приют. Но еще раньше этого он подвергся настоящему разгрому, виновниками которого были коммунисты местной партийной организации. Беглый обзор монастыря заставил М.Н.Тихомирова понять, что здесь остались только остатки прежних сокровищ. Только одна ризница не подвер-
глась полному разгрому, т.к. была запечатана комиссией по отделению церкви от государства и поэтому вся работа Михаила Николаевича велась в этой ризнице. Здесь хранились несколько десятков (около 70) рукописей и старопечатных книг (около 100), из которых многие относятся к дониконовской эпохе.
Кроме книг он обнаружил в ризнице несколько десятков икон разного письма. Многие из этих икон были покрыты интересными серебряными ризами 17в. и бисерными окладами, украшены венцами и цатами.
Особого внимания заслуживали облачения священников-фелони, cтихари, митры и т.д.
Все наиболее ценное из этих вещей, а так же книги были привезены Михаилом Николаевичем в наш музей.
Обследовав Спасо-Преображенский монастырь, Тихомиров поехал в Средне-Никольский. Старопечатные и рукописные книги из этого монастыря были спасены и доставлены в только что открывшийся музей краеведения г. Пугачева. Но между тем в ризницах полуразрушенного монастыря Михаил Николаевич нашел много икон, которые были редчайшими памятниками старины. В часовне стояла интересная статуя Христа в терновом венце, которая ныне хранится в художественном музее им. Радищева в городе Саратове.
Здесь же Тихомиров М.Н. обнаружил среди многих парчовых риз золотую, с оплечьем из голубого бархата, с вышивкой золотыми нитями, блестками, в центре которого золотыми нитями вышиты буквы «БГБ». Сопровождавшие Михаила Николаевича монахини утверждали, что эта риза была вышита и подарена на Иргиз самой императрицей Екатериной II. Привезенная и спасенная риза Тихомировым является гордостью нашего музея, т.к. она-памятник прикладного искусства 18в.
16 июня М.Н.Тихомиров выехал в Нижне-Воскресенский монастырь, который в это время еще сохранился почти в целости. В центре монастыря стояла деревянная церковь во имя Иисуса Христа, построенная в конце 18 в., и являлась ценным памятником деревянного зодчества. В храме Михаил Николаевич обнаружил много икон строгоновского письма.
В ризнице было большое количество парчовых и тканых риз 18в. две старинные митры.
Среди других предметов, как редкость, Тихомиров обратил внимание на деревянную походную церковь. Она представляет собой маленькое подобие храма Василия Блаженного (Покровский храм), второй половины 17в. с кокошниками и семью главами над ними. На дверях и стенах храма имеются прекрасные иконы. Доска с резными из кости изображениями святых заменяют иконостас. (Храм был доставлен в музей в 1926 г. К. И. Журавлевым). Осмотрев Нижне-Воскресенский монастырь, М. Н.Тихомиров, закончил свою первую миссию. Результатом этой поездки явился привоз в Самару значительного количества рукописей иргизских монастырей. Часть их осталась в Пугачевском музее.
Второй раз М.Н.Тихомиров посетил иргизские монастыри при особых обстоятельствах. Шел 1922 голодный год. Необходимо было еще раз посетить Пугачев, в котором еще хранились некоторые рукописи. На этот Михаил Николаевич со своим спутником доплыл на пароходе до Хвалынска, а от Духовницка до Пугачева ( 90 км) отправился пешком, т.к. в голодное время нельзя было нанять лошадей, да и денег на это не было. В Пугачеве он отобрал нужные рукописи в монастырях, часть оставил в музее краеведения, а остальные доставил в Самару.
В 1923 г. Тихомиров М.Н. третий раз приехал в иргизские монастыри. Из Самары по Волге на пароходе добрался до г.Балаково, а оттуда на подводах –до бывшего Нижне-Воскресенского монастыря. Храмы стояли закрытыми, в них царил полный беспорядок, на полу лежали вещи исключительные по своей ценности, большое количество рукописных и старопечатных книг. Из всего богатства Михаил Николаевич мог взять немного, т.к. на лошади увезти было трудно такое большое количество предметов. В этом он разобрал всю ризницу и отобрал наиболее интересные книги и составил опись. Один экземпляр этой описи хранится в нашем музее. Там была найдена великолепная плащаница, которую Михаил Николаевич привез в Самару, а позже она была отдана в Московский исторический музей.
Тихомиров в те далекие годы переживал о судьбах каждого иргизского монастыря. Он в июне 1919г. увидел разграбленный, разбитый Спасо-Преображенский монастырь. Cредне-Никольский и Нижне-Воскресенский монастыри в это время еще не были разбиты, но их ждала печальная участь. (Увы, Михаил Николаевич был прав, все монастырские храмы, кроме Никольского, были разрушены).
Уцелевшие монастырские ценности были доставлены в Пугачевский музей краеведения и тем самым спасены от гибели. Многие спасенные Тихомировым книги, являются гордостью не только нашего музея, но и научной библиотеки СГУ.
Жизнь иргизских монастырей не была разрозненной, а постоянно проходила в близких отношениях друг с другом. Мало того, все иргизские собрания представляли собой нечто целое, совершенно своеобразный подбор рукописей и книг. «Ризницы иргизских монастырей поражают обилием именно старых богослужебных книг и рукописей полемического содержания, это не случайный подбор антикваров, а вполне обдуманное стремление ревнителей исконного благочествия заполучить в свои руки древние доказательства своей правоты. Многие из этих рукописей прямо посвящены истории раскола и всеми своими приписками и записями подчас тесно связаны с Иргизом. ( Тихомиров М.Н. Доклад о поездке в иргизские монастыри с 31 мая по 17 июня 1919г.)
Михаил Николаевич писал, что «…эти рукописи может быть в большом музее будут иметь больший доступ людей, чем в уездном Пугачеве, но зато расклассифицированные среди других рукописей, они потеряют основное-перестанут быть собранием иргизских монастырей. И, даже, сохраненные, как целое собрание они потеряют всякую связь с местом, станут тем безличным для историка материалом, какой он с равным успехом может изучать и в Москве и в Киев и в каком угодно другом городе, да этот материал будет удобен для изучения историков, с усилиями пишущих у себя в кабинете историю страны, где они никогда не были и не побывают, но они погибнут для историков местного края, для тех, кто пишет не о далеком, а о близком, любимом и родном. ( М.Н.Тихомиров. Доклад о поездке в иргизские монастыри.)
Академик Тихомиров, в далеком 1919г. мечтал, что в провинциальных городах будут свои музеи, появятся свои историки, которые с большим энтузиазмом будут изучать историю своей малой Родины.
Мечта Михаила Николаевича воплотилась в трудах местного краеведа, удивительного человека, историка, этнографа, археолога, геолога, палеонтолога Константина Ивановича Журавлева.
Журавлев был директором Пугачевского музея местного края с 1921г. по 1950г.
Константин Иванович в начале 20-х годов продолжил дело, начатое М.Н.Тихомировым.
Итак, бывший Нижне-Воскресенский в середине 20-х годов перешел в ведение Балаковского уиспокома. В г. Балаково не было музея родного края, куда могли бы поступить собрания из бывшего Нижне-Воскресенского монастыря.
29 июля 1923г. Константин Иванович обратился в Балаковское УОНО с просьбой о передаче уникальных монастырских собраний в Пугачевский музей, для того чтобы спасти коллекции от разорения и грабежа. Эта работа продолжалась несколько лет. 15 мая 1928г. К.И.Журавлев и председатель Криволучье-Сурского Волисполкома посетили второй раз бывший монастырь. «В сохранности монастырского имущества, имеющего историко-художественное значение, произошли большие изменения в худшую сторону. До зимы прошлого года в помещениях монастыря размещалось сельхозобьединение «Хлебороб». В присутствии постоянных жителей монастырское имущество хотя и не охранялось должным образом, но не расхищалось. Когда сельхозобъединение распалось, монастырь оказался необитаемым и лишенным постоянного надзора. Прошлой зимой монастырь подвергся неоднократным посещениям хулиганов и воров из окрестных сел. При этом оставшееся там монастырское имущество частью разграблено, частью же поломано, попорчено. ( Из дневника К.И.Журавлева 16 мая 1928г.с. Криволучье-Сура.)
В это время в монастыре еще стоял храм в честь Воскресения Иисуса Христа, построенный в конце 18в. Решением Криволучье-Сурского ВИКА храм должны были продать под снос, а колокольню разрушить. Константин Иванович провел огромную работу о передаче храма-памятника старины и искусства в Пугачевский музей краеведения, а колокольню отремонтировать. Журавлеву удалось спасти рукописные и старопечатные книги, церковную утварь. Уникальным экспонатом музея стал деревянный передвижной храм 17в, Евангелие 1600г. и многие другие предметы. Воскресенский храм не удалось спасти, но остались фотографии этого памятника, сделанные К.Журавлевым.
В конце 20-х годов в этом монастыре была открыта больница для душевных больниц. Три года тому назад больница была закрыта. Сохранившиеся каменные здания бывшего монастыря остались без хозяина.
В Спасо-Преображенском монастыре ныне находится пансионат “Пугачевский”.
Бывший Средне-Никольский монастырь с 1997г. восстанавливается. В октябре 2000г. был первый постриг шести монахинь.
Сотрудники Пугачевского краеведческого музея разработали туристский маршрут «Святые места Иргиза», который начинается в музее с показа экспонатов, спасенных в свое время М.Н.Тихомировым и К.И. Журавлевым.
ЛИТЕРАТУРА.
- М.Н.Тихомиров. ДОКЛАД О ПОЕЗДКЕ В ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ с 31мая по 17 июня 1919г.
- М.Н.Тихомиров. ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ И СТАРОПЕЧАТНЫХ КНИГ НИЖНЕ-ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. 29 ИЮНЯ 1923г.
- Дневник директора ПУГАЧЕВСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ К.И.ЖУРАВЛЕВА.
- М.Н.Тихомиров. САМАРА В МОЕЙ ЖИЗНИ(1919-1923г.г.)
Н.Сулейманова директор Пугачевского краеведческого музея имени К.И.Журавлева.