В экспозиции Пугачевского краеведческого музея находится череп, бивни и три позвонка от одного мамонта, которые являются единственными находками на территории Саратовской и Самарской областей. Бивни, череп и три позвонка от одного мамонта были привезены Константином Ивановичем Журавлевым в мае 1926 году из села Кордон Хворостянской волости Самарской губернии (село Кордон находится в 50- ти км от г.Пугачева).
Это интересное событие произошло в мае 1926 года. 11 мая Журавлёва вызвали к телефону. Звонил из Хворостянки А.Д. Лебедев (знакомый Константина Ивановича), служащий агентом Хворостянского уголовного розыска. Он сообщил, что в селе Кордон (Кольцовка) крестьянами найдена «голова с рогами пудов 12 весом, вероятно, мамонта». Лебедев просил Журавлева приехать и осмотреть место нахождения. Он также передал, что крестьяне уверены, что в этом месте имеется и весь костяк этого животного. Константин Иванович предложил принять меры к охране находки от порчи и разрушения, обещал выехать на следующий же день. 12 мая утром он выехал из Пугачёва и поздно вечером был в Хворостянке. Незадолго до приезда Журавлёва находка была доставлена в волостную милицию по распоряжению Лебедева, так как весть о находке облетела окрестности, и в с. Кордон сходились любопытные, причём многие старались отломить себе «на память» кусочек бивня или кость черепа.
Вечером, при свете лампы, К.И.Журавлёв осмотрел находку. Череп без нижней челюсти мамонта с бивнями, почти полностью сохранившийся. Был обломан конец правого бивня и выломан левый зуб. Правый бивень далеко не полон, конец его обломан и излом зашлифован.Утром 13 мая К.И.Журавлёв, сопровождаемый председателем Хворостянского Волостного Исполкома Кудряшовым, выехал в с. Кордон (село стоит на левом берегу реки Чагра (приток Волги) и находится семью километрами выше с. Хворостянка). В сельском совете находчики рассказали, как обнаружили череп. Весной 1926 года полая вода проявила большую разрушающую силу на берегах реки Чагра. За эту весну в некоторых местах села берег подошёл к постройкам (старики рассказали Журавлёву, что в прошлом кордонцам уже приходилось по этой причине переносить свои дома и дворы). Обвалы были большой силы, в некоторых случаях при обвалах звенели стекла в окнах.
Когда же уровень воды чуть опустился и слегка обсох берег, крестьянки взялись за обустройство схода к реке, чтобы набирать воду. В это время (была пасхальная неделя) мужчин в селе не было, все выехали в поле на боронование. Крестьянки, спустившись под обрыв, заметили торчащий из подошвы обрыва какой-то предмет (конец бивня), который приняли за простой кол. Одна из крестьянок ударила по нему лопатой. Обнаружилось, что внутри он стоит из белого мягкого вещества. Скоро нашлось и практическое применение находке. Крестьянки стали разбирать бивень для косметических целей – на «белила» для лица. Они уверяли Константина Ивановича, что внутри бивня сохранилось «сало».
В воскресенье (на «Красную горку»), 10 мая, из поля приехали мужчины. Член сельсовета Иван Васильевич Мокеев обратил внимание на то, что девушки что-то необыкновенное добывают под яром. Посмотрел, заинтересовался и, пригласив своих товарищей (Ивана Павловича и Петра Яковлевича Мокеевых и Василия Антоновича Седова) решил покопать на месте находки.
Начав копать с бивня, они скоро обнаружили весь череп мамонта. При большом стечении народа его вытащили наверх при помощи верёвок и оглобель. При этом и выломили левый зуб.
Жители села вместе с К.И.Журавлёвым спустились вниз и показали место находки. По их сообщениям, череп лежал вверх лбом, бивни были обращены вниз по течению реки. У левого бивня было найдено три спинных позвонка, соединенных вместе (позвонки очень хорошо совпадают при прикладывании). В сельсовет принесли конец правого бивня, отломанный крестьянками. Он также был обточен, как и левый, но более заострён, что указывает на меньший угол к направлению реки.
При геологическом обследовании места находки были установлены следующие данные: обрыв около 5 саженей высотой; имеет наверху вертикальный уступ (около 1,5 – 2 саженей), затем спускается к реке, образуя более пологий склон. Журавлёв изучил разрез обнажающихся слоев и взял образцы пород в музей. Череп и бивни лежали на глубине 9,5 – 10 метров.
Константин Иванович, желая проверить, не остались ли в данном месте ещё какие-либо кости мамонта, попросил в милиции дать ему арестантов для раскопки. Просьба была удовлетворена. Яма находчиков была расширена на 15 квадратных метров до воды, но ничего не было встречено.
Тогда Журавлев погрузил находку на повозку и ночью привез во двор своего дома. Несмотря на то, что череп был привезен ночью, весть о нем разнеслась по городу и толпы народа направились посмотреть диковинку. За день пребывало много народа. До позднего вечера любопытные стремились увидеть находку, даже закрытые ворота не были препятствием: лезли на ворота, завалинку соседнего дома, на забор. Пришлось решать вопрос о перемещении черепа и бивней куда-либо в другое место. На помощь пришли отряды ЧОН (штаб их находился рядом с домом Журавлевых). Чоновцы перенесли череп и бивни в укромное место, где они находились до сентября – времени переезда музея в другое помещение.
С 1926 года по 1941 год этот уникальный экспонат находился в экспозиции нашего музея. С началом Великой Отечественной войны для музея настали тяжелые дни, так как в октябре 1941 г. по требованию Пугачевского исполкома райсовета из – за необходимости экстерного предоставления помещения музея для воинской части, экспозиция музея в спешном порядке (в течение 2- х дней) была свернута, а имущество музея (экспонаты и витрины) были переброшены в подвал районного отдела народного образования. В условиях почти полного отсутствия упаковки из – за крайней спешки, при которой невозможно было обеспечить должную степень осторожности и охраны. Экспонаты в подвале начали сыреть, покрываться плесенью. В ноябре 1943года они вернулись в прежнее здание. Во время переезда был поврежден череп мамонта ( нижний край альвеолы был обломлен).
В настоящее время длина правого бивня по кривизне – 213см; левого бивня — 1 82 см, диаметр по хорде правого бивня -98 см; левого бивня – 101см. Максимальный диаметр бивня – 25, 5 см. Длина черепа от макушки края (сохранившегося) костей составляющих альвеолу бивня – 101см. Максимальная ширина по скуловым дугам – 78 см. Максимальная ширина затылка – 88 см.
Геологический возраст. Плейстоцен.
Мамонты были широко распространенными млекопитающими плейстоценового периода, но находки подобные находке из села Кордон встречаются редко. По своему строению мамонт больше похож на современного индийского слона, но отличается от нынешних слонов более крупными размерами, длинными бивнями, шерстяным покровом и некоторыми чертами зубов и костей. Высотою мамонт был более 3 метров, а длиною – около 5 метров. У мамонта были огромные (до 3 м) бивни, загнутые вверх, неправильно называемые в народе рогами или клыками. Настоящих клыков у слонов нет, бивни же соответствуют резцам ( передним зубам верхней челюсти). Мамонты питались растительной пищей – травами и молодыми ветвями деревьев. В соответствии с этой пищей коренные зубы его представляют большое количество тонких гребней эмали, перетиравших пищу. У мамонта было всего 4 коренных зуба – по 2 в верхней и нижней челюстях. Тело мамонта было покрыто длинными и густыми буро – рыжими волосами, а на шее у него была длинная, до метра длиною, мохнатая грива. Мамонт — вымершее животное и теперь на земле нигде не живет.