Великие провинциалы. Константин Иванович Журавлев — археолог. Древнейшие местные жители.

Константин Иванович Журавлев в 20- х годах ХХ века стал одним из первых археологов г. Пугачева и Пугачевского уезда. В это время он проводил археологические раскопки на территории нашего города и уезда. В музее хранятся его рукописи: «Древний очаг в устье реки Клопихи и раскопка его. 28 августа 1922 года», «Отчет об археологических разведках в Пугачевском уезде за 1923 г.», «Отчет об археологических исследованиях в Пугачевском уезде за 1924 г.» и др. Его работы показывают, каким прекрасным он был археологом, хотя по профессии он был священником. Этими работами до сих пор пользуются преподаватели Саратовского Государственного Университета имени Н.Г.Чернышевского и удивляются, какой прекрасный археолог жил и работал в нашем городе. Археологические раскопки и их результаты помогли Константину Ивановичу написать историю нашего города от каменного века до Золотой Орды.

К.И.Журавлев был и первым историком – писателем нашего города. Он написал исторический очерк «История города Пугачева».

На том месте, где теперь стоит город Пугачев, и в его окрестностях люди жили очень давно. Самые древние следы существования людей относятся к эпохе неолита. Люди, жившие в то время на Иргизе (название реки), занимались преимущественно охотой и рыболовством. Следы мастерской кремневых орудий поздней поры неолита были обнаружены в окрестностях города Пугачева на бровке юго – восточного склона горы «Маяк» в 3 – км от города.

Около трех тысяч лет тому назад, в позднюю пору бронзовой эпохи на месте г. Пугачева и в его окрестностях существовало несколько оседлых поселений, например, несколько оседлых поселений, например, на южном берегу озера Камышовое, на берегу Иргиза у мебельной фабрики, в урочище «Хохлов развал» (в вершине городского оврага), на Иргизе выше бывшего кожевенного завода, на озере Калач и в других местах. [К.И.Журавлев. «Отчет об археологических разведках в Пугачевском уезде». Рукопись № 30 научного архива Пугачевского краеведческого музея и его же отчет «Отчет об археологических исследованиях в 1924 г.».

В 1924 г., 1927г. – 1928 г. на берегу озера Калач, за кожзаводом были произведены археологические раскопки селищ бронзовой эпохи, которые показали, что тогда люди здесь жили в землянках небольшими поселками, занимаясь преимущественно скотоводством и земледелием. Мотыги для обработки земли делали из камня. Из камня же изготовляли другие орудия: молотки, зернотерки и прочие. Многие инструменты делали из кости. Бронзовые орудия встречались редко, но, судя по находкам обломков литейных форм, шлаков и кусочков медной руды, бронзовые орудия делали и здесь, а не только приобретали на стороне путем обмена. Умерших хоронили в могилах, придавая покойникам скорченное положение, напоминающее позу спящего человека. Обычно в могилу перед покойником ставили горшок с пищей и иногда ставили другие вещи. Над могилами насыпали курганы. Погребения этого времени были открыты в окрестностях г. Пугачева и однажды – на самой территории города. В экспозиции нашего музея есть предметы из этих погребений.

Кочевники. Около 2,5 тысяч лет тому назад в наши степи пришли кочевники – скифы. С этого времени на многие столетия наши степи оказались во власти кочевников – скотоводов. Различные кочевые племена, появляющиеся со своими стадами на берегах Иргиза, сменяли друг друга. Они не имели постоянных поселений. Поэтому, единственными памятниками их пребывания здесь являются многочисленные в нашей степи курганы, таящие в себя их могилы. Безлюдно было тогда то место, где теперь раскинулся наш город. Лишь изредка появлялись здесь кочевники, и возникал шумный табор из бесчисленных кибиток. В окрестностях рассыпались стада. Ненадолго оставались здесь люди. Съедена скотом трава, и люди снимались отсюда, перекочевывали на свежее пастбище.

История сохранила названия некоторых кочевых народов, обитавших в наших степях. До IV века нашей эры здесь кочевали сарматские племена. В курганах на северо – восточной части г. Пугачева были обнаружены при раскопках 1939 года сарматские погребения. В экспозиции Пугачевского краеведческого музея находятся предметы из этих погребений.

Потом через наши степи, являвшиеся тогда «воротами» из Азии в Европу, прошли в своем движении с востока на запад, сменяя других, орды – гуннов (IV в.), хазаров, печенегов (IХ-Х в.в.), половцев (ХI-ХIIв.в.), монголо – татар (ХIII- ХV в.в.).

В ХIII в. через наши степи прошла монголо- татарская орда хана Батыя. Батый покорил обитавших здесь половцев и башкир. Во время Золотой Орды по иргизским степям кочевали монголо – татары. Курганные погребения этих людей обнаружены в окрестностях нашего города и на самой её территории: у кирпичного завода, в районе православного кладбища и на северной окраине города. В этих небольших курганах при человеческих скелетах были найдены вещи, типичные для кочевых монголо – татар Золотой Орды. В экспозиции нашего музея находятся: колчан со стрелой, удила, найденные К.И.Журавлевым во время археологических раскопок.

Кроме этих золотоордынских курганных погребений на территории г. Пугачева были найдены и многочисленные золотоордынские погребения другого типа, принадлежащие, вероятно, оседлым монголо – татарам.  Например, при рытье котлованов для всех значительных зданий центральной части города: Иоанно-Предтеченского (нового) собора, универсального магазина Шмидта (угол улицы Топорковской и Рев.проспекта) и др. выкапывали человеческие кости вместе с квадратиками, типичными золотоордынскими кирпичами (один такой кирпич доставлен К.И.Журавлевым в наш музей и сегодня находится в экспозиции). В 1923 – 1924 г.г. были исследованы Константином Ивановичем два таких погребения на площади Революции (ныне сквер Победы). В этих могилах покойники были положены в узких ямах, над одной из них были обнаружены следы кладки из квадратного ордынского кирпича. [К.И.Журавлев. «Отчет об археологических исследованиях в 1924 г.».  В это же время были обнаружены на той же площади неподалеку от Воскресенского храма следы какого то здания из золотоордынского кирпича. Среди кирпичных обломков тут встречались куски изразцов чаще синего и голубого цвета, какими были украшены стены дворцов и мечетей золотоордынских городов (изразцы хранятся в музее). Ещё в 1839 году старинный историк нашего края Леопольдов, говоря о том месте, где ныне стоит город Пугачев, писал о «бывшем на оном месте трех Азиатских мечетях, из которых остаток одной виден ещё до селе» [Леопольдов А.Ф. «О расколе по Саратовской епархии» Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск 23, с. 91].

Золотоордынские мечети были разобраны на кирпич для хозяйственных надобностей первыми русскими переселенцами и теперь, например, во дворах по старейшей в городе улице Карла Маркса при рытье земли встречаются золотоордынские кирпичи и их обломки с жилым мусором ХVIII- ХIХ в.в. Первые поселенцы назвали свое поселение слободой Мечетной. (Первое название нашего города).

Кирпичные здания и довольно обширное кладбище, по мнению К.И.Журавлева, указывают на то, что в эпоху Золотой Орды на месте города Пугачева существовало значительное по тому времени поселение. До нас не дошло даже название этого поселения, время стерло и последние следы его и теперь мы можем только догадываться о его хозяйственном и культурном значении. Косвенные указания в этом отношении дает и положение поселения  на Иргизе у переката, служащего ныне основанием городской плотины, а в старину представлявшего удобное место для переправы через Иргиз. Речной перекат имел в старину местное название «сарма».  Городская сарма не единственная на Иргизе, они есть у села Каменки, у села Березово и в других местах. Здесь кочевники перегоняли свои стада при перекочевках, тут же они прогоняли гурты скота на продажу за Волгу – в Москву и в русские княжества, а также в устье Камы, в Волжскую Булгарию.  Как известно, Золотая Орда получала хлеб из Волжской Булгарии и из русских княжеств. Часть хлеба и других грузов, шедших в наши и яицкие (уральские) степи, тоже должны были пересекать Иргиз на нашем перекате. Это движение через наш перекат, вероятно, и явилось причиной возникновения здесь монголо–татарского городка. Наличие мечетей и мусульманского кладбища показывает, что здесь был религиозный центр мусульман – кочевников окрестной степи. Весьма вероятно, что здесь была ставка какого–нибудь феодала – владельца окрестных кочевников. Нужно думать, что здесь был караван- сарай, в котором отдыхали от длинного степного пути торговые караваны.  После падения Золотой Орды, заглох городок на Иргизе, превратился в руины.

Вот такую интересную историю написал Константин Иванович Журавлев, проводя археологические раскопки  в нашем городе и в уезде.

Сулейманова Нурия Ибрагимовна

Директор Пугачевского краеведческого

музея им. К.И. Журавлев