Есть высокая справедливость в том, что рядом с опаленным огнем солдатом и командиром трудной военной поры благодарная память ставит медицинского работника. Фронтовики никогда не забывают, помянут добрым словом своих врачей, медсестер, санитарок. Конечно, среди медиков были свои Павловы, Матросовы и Космодемьянские.
В фондах Пугачевского краеведческого музея имени К.И.Журавлева хранятся документы медицинских работников — участниц боевых действий в Сталинградской битве.
Среди документов большой интерес представляют воспоминания этих людей. В своих воспоминаниях младший лейтенант запаса медицинской службы Березина Мария Ефимовна пишет: «На нашу Родину напали внезапно фашисты. Мне в то время было 20 лет. Работала я в городе Балаково при городской больнице хирургической сестрой»[i]. 23 июня Мария Ефимовна, вместе с 33 девушками города Балаково, получила повестку. Девушек направили в город Саратов, где Мария была зачислена в 126 полевой подвижной хирургический госпиталь 121 Армии. Через две недели Мария Ефимовна получила свое первое боевое крещение недалеко от города Брянска. «Я увидела зарево пожарищ, глубокие воронки развороченной земли, услышала отчаянные крики детей, стоны раненных». Основная работа медицинской сестры Березиной М.Е. началась в Гомеле. Здесь стали поступать в госпиталь раненые. В это время наши войска отступали на восток страны. Без всякого имущества, без средств не только к работе, но к существованию медицинские сестры не падали духом и, как могли, выходили из трудных условий. Они понимали, что Родина им доверила большое дело – жизнь людей. У медсестер работы всегда было много. Они боролись со смертельной усталостью и часто засыпали ночами на ходу. Мария Ефимовна пишет: «Припоминается случай: пока санитары меняли очередного раненого на операционном столе, я присела на стул и заснула. Как раз в это время в палатку вошел начальник санитарной армии, с ним зам.полит и начальник госпиталя. Они остановились около меня, поглядели и нисколько не удивились. Только начальник госпиталя спросил: «Сколько времени не спала?» Я ответила: «Трое суток». Начальник госпиталя освободил Марию Ефимовну от дежурства, для того чтобы она поспала. Мария Ефимовна вышла из палатки и легла прямо на картофельное поле. Но тут началась бомбежка. Все смешалось с землей. Она чудом уцелела.
В своих воспоминаниях Мария Ефимовна пишет, что бывало, сестры на дежурстве около раненых, оказывая им помощь, перебинтовывая промокшие раны или кормя раненых, так и засыпали с бинтом в руках или ложкой, раненые, стиснув зубы, старались не разговаривать, только бы сестра вздремнула. Если в палатку заходил кто-нибудь из начальства, то раненые умоляли не будить.
Невзирая на все трудности военного времени в обязанность медицинских сестер входила и моральная поддержка раненого. Ведь больным помогает иногда не только медицинская помощь, но и нежное слово.
Мария Ефимовна пишет: « В наш госпиталь поступил под Сталинградом капитан Владимир Филин, сибиряк, с раздробленной ногой. Пришлось её ампутировать. Он решил, что больше никому не нужен и его жизнь бесполезна, хотя у него были родные и любимая девушка. Он никому не писал, не спал по ночам, отказывался от пищи. Мы знали, что ему поможет только ласковое слово любимой»[ii]. Медицинские работники узнали адрес девушки и написали ей письмо. Когда пришел ответ, Владимира Филина уже не было в госпитале. Он был эвакуирован. Зам.полит прочитал это письмо перед ранеными и личным составом. В конверте была и фотография девушки, на которой была надпись: «Милый Володя, где ты ни будешь, в тылу, или на фронте, радость или горе настигнет тебя. Помни, подруга твоя дорогая с радостью руку протянет всегда». В госпиталь приехал батальонный командир. Медсестры стали его уговаривать, чтобы он помог разыскать Володю. Комбат на их просьбу ответил: «Какие вы, девчонки, неугомонные, не только раны лечите, но и стараетесь восстановить искалеченную душу»[iii]. Командир батальона разыскал Владимира Филина и отправил ему письмо его девушки. Через некоторое время в госпиталь пришло письмо от Володи и Ани с приглашением после войны в далекий Красноярск.
Трудная работа была на войне у медицинских сестер, а еще тяжелее было хоронить своих подруг и товарищей. В г. Сумы погибла подруга Марии Ефимовны Шура. Повезла раненых на вокзал Люся из Бобруйска и подорвалась на мине. Во время бомбежки под Сталинградом погибла Таня Чухно. Мария Березина неоднократно участвовала в боях. Побывала в самом пекле войны в Сталинградской битве. В своих воспоминаниях Мария Ефимовна пишет: «Как приятно было идти вперед, когда под Сталинградом все поле было усеяно подбитыми танками, а на пути встречались целые плененные дивизии, покрытые разнообразными платками, закутанные одеялами, на ногах – соломенные калоши. Они спасались не только от советских солдат, но и русских морозов. Они кричали: «Гитлер – капут»[iv].
Березина Мария Ефимовна принимала участие и боях под Прохоровкой на Курской дуге. В своих воспоминаниях Мария Ефимовна пишет, что как ни трудны, как ни тягостны для нас годы войны, нам приятно было сознавать, что и мы, медицинские работники, своим скромным трудом вносим лепту в общее дело, в дело разгрома врага. Березина Мария Ефимовна награждена медалями: «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги».
В музее хранятся воспоминания участницы Сталинградской битвы, медицинской сестры Пудовкиной Клавдии Ивановны. Полевой передвижной госпиталь, в которой служила Пудовкина, находился в 20 –ти км от фронта, для того чтобы быть ближе к фронту и непосредственно принимать раненых, оказывать быстрейшую медицинскую помощь. «Спасать жизнь людей приходилось в страшной обстановке: под бомбежкой, без сна и отдыха»[v].
После Сталинградской битвы, госпиталь, в которой служила Клавдия Ивановна, получил приказ двигаться за фронтом. Пудовкина в годы Великой Отечественной войны была награждена орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.». Свой длинный путь войны она закончила в Австрии.
Ирина Александровна Попова после окончания Пугачевской средней школы в 1935 году поступила в Саратовский медицинский институт, который закончила в 1940 году. В мае 1942 году она была мобилизована в армию. После окончания краткосрочных курсов при Куйбышевской Военной академии она попала во вновь формирующуюся в 64 Армию в санитарно- эпидемиологический отряд. В июле 1942 года вместе с санитарно – эпидемиологическим отрядом Ирина Александровна прибыла на Сталинградский фронт. Первое боевое крещение отряд получил при выгрузке с парохода под Сталинградом в результате воздушного налета немецкой авиации. Было ранено и убито несколько человек. Это было очень горячее время Сталинградских боев. «Обязанностью нашего отряда было вести разведку и борьбу с заразными заболеваниями, обследовать состояние водоисточников, пищевых продуктов, производить всевозможные лабораторные анализы».[vi] Подвижная лаборатория, в которой служила Ирина Александровна, прикомандировалась к медицинским батальонам, полковым мед.пунктам. Во время передвижения частей армии, лаборатория передвигалась по возможности с передовыми частями, производя свою разведывательную работу. «Помню тяжелую зиму 1942 – 43 г.г. под Сталинградом. Среди оставшегося гражданского населения, а затем в воинских частях началось заболевание туляремией – мышиной чумой. Заболевание шло от грызунов. Члены нашего отряда были направлены на борьбу с этим заболеванием. Проводя эту работу, в нашем отряде заболело несколько человек туляремией, в том числе и я».[vii] Немалую работу отряд, в которой служила Ирина Александровна, провел по борьбе с сыпным тифом, который принял широкий размах после завершения окружения Паулевской группировки под Сталинградом. Среди пленных немцев была большая завшивленность, они болели сыпным тифом, появился тиф и в наших воинских частях. Весь отряд включился в борьбу с сыпным тифом. Работая в тифозном отделении, умерла от тифа одна из врачей этого отряда.
После завершения боев под Сталинградом, армия, в которой служила Ирина Александровна, была переброшена под Курск. На фронте Ирина Александровна была до 1945 г. Войну закончила в Германии. Награждена орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
В мирное время Ирина Александровна работала врачом – окулистом. За свой труд награждена орденом Ленина.
В фондах нашего музея хранятся документы Марии Васильевны Гламазды (Старинновой). Мария Васильевна родилась в г.Пугачеве в 1919 г. После окончания школы, поступила в акушерско – сестринский техникум. До войны работала медицинской сестрой в родном городе в 148 стрелковой дивизии. На фронт попала с первых дней войны. Была дважды в окружении. Медицинско – санитарный батальон, в которой служила Мария Васильевна, была переброшена на Сталинградский фронт. В батальоне была организована передовая группа в количестве 10 человек. В эту группу входили врач – хирург, 4 медицинских сестры, фельдшер и санитары. В эту группу вошла и Мария Васильевна как операционная сестра. Этой передовой группе было дано задание – оказание экстерной неотложной медицинской помощи в особо трудных условиях. «Сталинград. Я прошла от начала и до конца, испытала все: и бомбежки и обстрелы и вплавь водные переправы (Донец и Дон), то, что было в Сталинграде – мне запомнилось на всю жизнь». Мария Васильевна в своих воспоминаниях пишет, что город Сталинград был полностью занят немцами, оставались свободными берег Волги, да некоторые заводские районы. Ночью было светло как днем от бесконечных ракет, взрывов. На самой поверхности реки горела нефть, висели светящие ракеты, и постоянные непрерывные обстрелы любого калибра снарядов. Линия фронта, какой обычно её представляют, в Сталинграде не существовала – она проходила не только по улицам, площадям и скверам, но и заводским цехам, по этажам разрушенных домов, по лестничным клеткам и даже по коридорам, а потом линия фронта стала проходить прямо по берегу Волги.
В фондах музея хранится красноармейская газета «Наступление» № 64 от 8 марта 1943 г. В статье «Патриотки» написано о том, какую суровую школу мужества прошли девушки – фронтовики в Сталинградской битве. Когда в тяжелые ноябрьские дни 1942 года возникла необходимость перебросить медицинскую группу на правый берег Волги, Женя Сурова, Соня Пащенко и Зина Пучкова и Маруся Гламазда обратились с просьбой, чтобы послали их. В их настойчивой просьбе ярко вырисовывался патриотизм, любовь к Родине. Сто дней проработали патриотки под постоянным ожесточенным огнем противника, облегчая страдания раненых бойцов и командиров, возвращая их своих умением, заботой в строй славной армии защитников. Они работали по несколько суток без сна и отдыха. Медсанбат находился в блиндаже, который чудом оставался целым. «Наша операционная размещалась здесь же прямо на линии огня в блиндаже, врытом глубоко в землю и покрытым тремя накатами бревен. Рядом был такой же блиндаж, где располагались раненые после операции».[ix] Немцы все продолжали бомбить берег. То и дело поступали раненые. Одна операция следовала за другой. Врач – хирург Мария Георгиевна Гладышева не отходила от операционного стола, ей помогала Мария Васильевна Гламазда. Во время одной операции закончилась кровь для вливания тяжело раненым. Мария Васильевна сдала четыреста граммов крови, отдавая последние силы. Раненые прибывали. В один из кошмарных дней в операционную был доставлен в тяжелом состоянии защитник города красноармеец Бурковский. Осколок мины пробил ему висок и прошел в носоглотку. В разгар операции у входа в блиндаж разорвался вражеский снаряд. Сразу потухли лампы – коптилки, едкий дым окутал операционную, осколки влиплись в бревна стен, сыпались от содрогания земли. Медицинские сестры инстинктивно упали на земляной пол, санитары что – то закричали. Только хирург Мария Георгиевна Гладышева стояла у стола и твердо держала скальпель. Ни один мускул не дрогнул на её красивом лице. За сто дней и ночей передовая группа мед.работников сделала более 900 сложных операций. За образцовое выполнение боевых заданий во время Сталинградской битвы Гламазда Мария Васильевна была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». После Сталинградской битвы, лейтенант медицинской службы Мария Васильевна Гламазда прошла тяжелый путь войны до Берлина. Родина высоко оценила ее боевой путь, наградив медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Во время войны к Марии Васильевне пришла и первая любовь. Её мужем стал боевой офицер гвардии полковник Гламазда Николай Александрович. Николай Александрович, проявив геройство и мужество, был ранен в бою и умер от ран 2 февраля 1944 года в Польше на руках у Марии Васильевны.
После окончания войны, Мария Васильевна вернулась в родной город и до ухода на пенсию работала медицинской сестрой в воинской части. Умерла в 2001 году.
Жила в нашем городе участница Сталинградской битвы Мария Сергеевна Куликова. Все перенесла эта славная женщина: иссушающие душу отступления, непрерывные ожесточенные бои. Дни, месяцы и годы рядом со смертью. Войну она встретила на Западной Украине, куда была направлена на работу после окончания медицинского техникума. С первых дней войны Мария Сергеевна на фронте. На всю жизнь осталась в памяти Марии Сергеевны страшная картина начала войны: бесконечный поток беженцев и расправа над ними, беззащитными, немецкого летчика, который, низко пролетая, расстреливая их в упор из пулемета. А потом вновь пролетая, любуясь своим «творением» и довольно улыбаясь. Это кошмарное видение преследует её и доныне.
Под непрерывным огнем противника выносила Мария Сергеевна раненых под Москвой. Она шла под пули, снаряды с мыслью спасти людей, помочь выстоять им. Заслуги её были оценены. Мария Сергеевна была награждена медалью «За оборону Москвы». Эту награду она получила через 20 – лет после окончания войны. Внесла она свою лепту и в летопись Сталинградской битвы. Непрерывный поток раненых поступал в санитарные части. Мария Сергеевна работала медицинской сестрой в санитарном поезде № 202. Все медики работали с чрезвычайным напряжением. Но никто из них не обмолвился и словом о трудностях. Патриоты с честью и достоинством выполнили свой долг перед Родиной. Здесь, под Сталинградом, Мария Сергеевна была контужена. Когда она пришла в себя, то поняла что лежит на носилках, открыв глаза , увидела перед собой огромные буквы «Сталинград». Её отправили для лечения в госпиталь. Попала в город Пугачев в эвакогоспиталь № 1686. После излечения вновь была в строю, в этом госпитале, лечила раненых бойцов и офицеров – участников Сталинградской битвы. После окончания Великой Отечественной войны Мария Сергеевна Куликова осталась в нашем городе и 31 год проработала медицинской сестрой в детской поликлинике. Город Сталинград и бои за этот город она вспоминала каждый день.
Сегодня в нашем городе и районе проживают два участника Сталинградской битвы.
В годы Великой Отечественной войны более 70 женщин из нашего города сражались на фронтах, чьи воспоминания для нас – живительная влага, питающая нашу гордость за землячек, бессмертный подвиг которых мы постигаем, читая их воспоминания. Мы идем обожженными километрами чужой боли и памяти и видим поистине не женское лицо Сталинградской битвы.
[i] Воспоминания Березиной М.Е. С.1.
[ii] Там же. С.2.
[iii] Там же. С.3.
[iv] Там же. С.3.
[v] Воспоминания Пудовкиной. С.1.
[vi] Воспоминания Поповой И.А. С.2.
[vii] Там же. С.4.
[viii] Воспоминания М.В.Гламазды.
[ix] Там же.
Н.И.Сулейманова директор МУК
«Пугачевский краеведческий музей
имени К.И.Журавлева».