Археология – одна из важнейших наук в мире, изучающая прошлое человечества. Благодаря исследованиям ученых — археологов, мы узнаем о быте и о культуре древних народов на основе сохранившихся памятников старины. Одним из таких древних памятников являются «каменные бабы». Проблема изучения исторического прошлого нашей страны всегда будет актуальной. Ведь без знания прошлого нельзя построить свое будущее. К сожалению, не все памятники старины ещё глубоко изучены, не все тайны далёкой истории раскрыты.
Я заинтересовался «каменными бабами», когда во время экскурсии увидел в краеведческом музее нашего города такую «бабу». Мне показалось, что она хранит какую-то тайну. Захотелось узнать историю происхождения «бабы». Как она появилась в музее? Что означает эта «каменная баба»? Для чего она была нужна древним людям? Какие особенности имеет?
Объект моего исследования: «каменная баба». Предмет исследования: энергетика « каменной бабы».
Гипотеза: «каменная баба» — древняя статуя, имеющая положительную энергетику.
В связи с этим, цель моей работы – определить наличие положительной энергетики « каменной бабы», находящейся в краеведческом музее города.
Задачи моей работы таковы:
1) изучить материал о «каменных бабах»;
2)исследовать происхождение «каменной бабы», находящейся в музее;
3)определить, имеет ли эта «каменная баба» положительную энергетику.
В своей работе я использовал различные научные методы: наблюдения, анализа и синтеза, систематизации, описания, изучения архивных материалов, экспонатов, документов, анкетирования, свободной беседы, фотографирования.
Вопросом изучения древней истории занимались многие ученые — археологи. Некоторые из них посвятили свои исследования «каменным бабам».
В XVIII веке появился большой интерес к изучению «каменных баб». О статуях писали академики П.С. Паллас, И.И.Лепёхин, В.Ф. Зуев, А.А.Гатцук и многие другие. В 1851 году чиновник департамента Министерства внутренних дел России А.И.Пискарёв составил первую карту местонахождений каменных статуй.
В первой половинеXIX-го столетия каменные статуи изучалисьучёными Г.Ю.Клапротом, Ф.Дюбуа-де-Монпере и И.Г.Спасским. Граф А. С. Уваров в «Трудах I Археологического съезда в Москве» (1869, т. II) собрал все имевшиеся в то время сведения о «каменных бабах».
Каменные изваяния исследовала Плетнева Светлана Александровна – советский и российский историк, археолог, доктор исторических наук, профессор, крупнейший специалист по археологии, истории и культуре кочевых народов.
В Саратовской губернии изучением «каменных баб» занимался Зайковский Богдан Викторович – талантливый краевед, хранитель музея Саратовской ученой архивной комиссии в 1902-1911 годах.
Изучением «каменных баб» в XX веке в Самарской губернии Николаевского уезда (сегодня это Пугачевский район Саратовской области) занимался талантливый ученый, геолог, палеонтолог, археолог и этнограф Журавлёв Константин Иванович. Он являлся директором данного музея с 1921 по 1946 год. Благодаря этому учёному, мы можем сегодня узнать об истории своего родного края, познакомиться с древними находками, исследовать и попытаться раскрыть их тайны. Интерес к «каменной бабе», находящейся в нашем краеведческом музее, проявлял Некрасов Виктор Алексеевич, доктор биологических наук, президент Международной академии тонкополевой энергии и здоровья, академик РАЕН, автор универсальной теории поля формы.
Многие учёные занимались изучением «каменных баб», однако никто из них глубоко не изучал их энергетические свойства. В этом заключается новизна идеи моей работы.
Своё исследование я хочу посвятить светлой памяти нашего земляка — замечательного человека, талантливого учёного — К.И.Журавлёва.
Глава 1
«Каменные бабы»
Глава 1.1. Общие сведения. Виды «каменных баб»
«Каменные бабы» — это каменные изваяния высотой от 1 до 4 метров, изображающие мужчин-воинов, вождей, женщин (см. приложение 1). Они ставились на курганах древними народами. Найдены в степной полосе России, в южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии.
«Ни у кого из исследователей нет сомнения, что изготовление каменных изваяний, поклонение им является одним из самых выразительных проявлений культа предков»[1].
Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. «Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу».
В 1594 году немецкий посол Лассотаоставил сообщение: «На «татарском берегу Днепра» на курганах или могилах видел больше двадцати каменных статуй». В изданной в 1627 году российской географической работе упоминаются каменные фигуры, которые были установлены на курганах или просто в степи.
«Каменные статуи, в огромном количестве разбросанные по широким степным просторам, воздвигнутые на высоких курганах и майданах, на перекрестках степных дорог и рек, давно привлекали к себе внимание путешественников и ученых»[2].
Каменные истуканы рассматривались людьми как идолы-обереги. С.А.Плетнева отмечает: « Позднее, когда степи были освоены русскими, статуи перетаскивали с курганов специально поближе к дорогам – их превращали в постоянные дорожные знаки»[3].
Каменные статуи делятся на несколько групп: 1) антропоморфные стелы эпохи бронзы (приложение 2); 2) скифские статуи (приложение 3);
3)половецкие «каменные бабы» (см. приложение 4). В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы: стелы-плиты без антроподобности (см. приложение 5); антропоморфные стелы (приложение 6). Первый тип – стелы-плиты без контуров головы, хотя их поверхность обработана. Второй тип — антропоморфные стелы, выполненные из плит или столбоподобных глыб песчаника или кварцита с обязательным изображением головы.
Глава 1.2. Половецкие «каменные бабы» и их типы
Половецкие каменные бабы встречаются на огромных пространствах и являются памятниками искусства половцев (кипчаков) IX-XIII в. Б.В. Зайковский отмечает: «Высеченные из камня человеческие фигуры встречаются преимущественно по пути следования монгольских и тюрских племен из степей северо-восточной Азии на юго-запад Европы »[4].
Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну или больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей — покровителей орды.
«Истуканы изображают мужчин, женщин и детей; мужские фигуры попадаются сравнительно редко, женские же преобладают на юге России »[5]. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости.
В XII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако язычество так и не было полностью искоренено. В дальнейшем оно адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.Типы половецких каменных статуй:
1)антропоморфные фигуры из удлинённых камней (см. приложение 7);
2)изображения мужчин с усами и бородой (см. приложение 8).
3)изображения «каменных баб» — преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье (см. приложение 9).
4)изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек(см. приложение 10).
5)фигуры с кинжалом или саблей (см. приложение 11).
6)фигуры женщины с подчёркнутыми детородными органами (см. приложение 12).
7) каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды (см. приложение 13).
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.
Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.
XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Огромное количество заказов стимулировало рост производства, его развитие и усовершенствование, увеличение камнерезов и скульпторов. В половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. Мужчины и женщины изображались стоя и сидя, всегда с особым положением рук с чашами для жертвоприношения или «угощения». Благодаря очень полным изображениям, можно точно представить костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев. Мужские лица всегда изображались с усами и даже с бородой; женские — полные, круглые, как правило, с маленькими рыхлыми губами. Женщины изображались с голой грудью, подчёркивая основное назначение этого органа — кормление рода. Это имело ритуальный характер.
Глава 2
Происхождение «каменной бабы», находящейся в Пугачевском краеведческом музее
«Каменная баба» находится в Пугачёвском краеведческом музее с двадцатого года XX века (см. приложение 14).Учёный К.И. Журавлев, бывший директор музея, нашел две такие «каменные бабы», это половецкие «бабы». Одну из них он привёз из села Березово, вторую – из имения Кропачева, находящегося в Духовницком районе (бывшая территория Николаевского уезда).
«Каменная баба» из Духовницкого района до сих пор хранится в нашем музее, а другая, из Берёзова, бесследно исчезла (возможно, затерялась в годы войны). Она была изготовлена из местного светло-серого, мягкого камня. Известняки есть в Пугачевском районе возле сел Березово и Каменка.
Эти «каменные бабы» являются памятником местного значения. Их изготавливали половцы, жившие в наших местах в XI – XIII веках. Они были прекрасными мастерами и из камня делали такие памятники. Ставили их на курганах, около дорог. «Каменные бабы» — это памятники религиозных верований тех далеких народов. В своем отчете К.И.Журавлев называет их «половецкими богами». Интересна судьба этой «каменной бабы» (см. приложение 15).Она была вывезена в июне 1920 года из имения Кропачева близ села Духовницкого. По устным сведениям, «баба» вывезена помещиком Кропачевым из села Шаховского Хвалынского уезда (см. приложение 16). Об этом содержится информация в «Описи экспонатов Пугачевского музея местного края» (см. приложение 17) .
Каким образом «баба» оказалась в Шаховском, мы узнаём из официального запроса (см.приложение 18), направленного естественно — историческим музеем города Хвалынска в Духовницкий Райпродком, где сообщается, что во дворе имения помещика Кропачева находится «каменная баба», найденная бывшим владельцем в селе Шаховском. В документе выражается просьба забрать её в свой музей.
Однако Духовницкий Райпродком сначала предлагает забрать «каменную бабу» Пугачевскому музею (см. приложение 19), который незамедлительно делает это. С тех пор «каменная баба» вот уже почти сто лет хранится в краеведческом музее города Пугачева.
Вторая «каменная баба» была найдена в окрестностях села Березово Пугачевского района 1 сентября 1930 года (см. приложение 20). О чем свидетельствует запись (см. приложение 21) в «Документах и переписке, касающихся поступления и выбытия экспонатов Пугачевского музея местного края» (см. приложение 22). «Каменная баба» была найдена вмурованной в фундамент дома С.И. Головина. К сожалению, в годы войны она исчезла.
Глава 3
Наличие энергетики «каменной бабы»
3.1. Биоэнергетика. Закон сохранения энергии
Биоэнергетика – совокупность процессов превращения энергии, которые происходят в организме и обеспечивают его жизнедеятельность. Данное явление основано на законе сохранения энергии.
В научной литературе дается такое определение: «Закон сохранения энергии – фундаментальный закон природы, установленный эмпирически и заключающийся в том, что для изолированной физической системы может быть введена скалярная физическая величина, являющаяся функцией параметров системы и называемая энергией, которая сохраняется с течением времени».
«Каменные бабы» устанавливались в честь почитаемых богов, вождей, любимых, родных. Все свои чувства, свою положительную энергию люди направляли на эти каменные изваяния. По закону сохранения энергии эта положительная энергетика должна остаться в них.
«Едва ли в области русской археологии существует какой-нибудь более запутанный и темный, чем вопрос о «каменных бабах»[6],- писал сто лет тому назад известный русский археолог и востоковед Н.И.Веселовский. К сожалению, до сих пор каменные бабы полностью не исследованы, в частности, не изучались глубоко их биоэнергетические свойства.
Как известно, «каменные бабы» изготовлялись из обычных камней. Часто – из известняка, так как этот камень легко поддается обработке. Имлу Хаген, писатель, автор блога, который посвящен биоэнергетике, психологии, язычеству, мифологии, подчёркивает: «О целебных свойствах камней писали многие учёные древности, Средневековья и нашего времени. Но больше известны целебные свойства драгоценных камней. И очень мало сведений о целебных свойствах обычных камней – граните, шпате и т.д. А они, по мнению учёных, тоже очень полезны. Камни, получив положительный заряд, сохраняют его и впоследствии отдают». Кроме того, литотерапевты утверждают, что известняк облегчает протекание многих заболеваний.
3.2. Теория ученого В.А.Некрасова
В селе Большая Таволожка находится один из филиалов Международной Академии тонкополевой экологии и здоровья. Научно-практический центр организован в этом селе 9 лет назад нашим земляком, В.А. Некрасовым, который является создателем академии. Он посвятил исследованиям в области биосферы и человека, разработке универсальной теории поля формы в естествознании около 30 лет. Академик, доктор биологических наук, профессор. Является автором двадцати открытых закономерностей, более десяти изобретений, трех монографий. Награжден орденом и двумя медалями за научные открытия.
Автор закона распределения энергии. Важным открытием Некрасова В. А. является открытие поля, излучаемого любой геометрической формы – плоским рисунком или объемной фигурой. В поле формы образуется специфичная энергия.
Летом 2013 года в научно — практическом центре села Большая Таволожка проводилась Международная конференция по вопросам организации здоровой и безопасной жизни. На ней присутствовали учителя и директора школ нашего города.
Московские ученые посетили Пугачевский краеведческий музей. Они заинтересовались «каменной бабой», рассматривали её как символ жизни, плодородия, материнства.
По словам директора музея Сулеймановой Н.И.,интерес к «каменной бабе» проявляют и сотрудники областного музея, археологи. Один из них около 20 лет тому назад приезжал уже в музей. В очередной приезд, 2 года назад, его опять интересовала наша «каменная баба с косой».
3.3. Факты, подтверждающие наличие биоэнергетических свойств
у «каменной бабы»
По словам директора краеведческого музея, Сулеймановой Н.И., 15 лет назад стали подходить к «каменной бабе» дети, чтобы загадать желание (см. приложение 23).Однажды в музей пришел один мальчик, который назвал «каменную бабу» камнем желаний. Он объяснил, что есть детская энциклопедия, которая называется « Религии народов мира», и там он увидел похожую «бабу». В ней было написано, что если подойти к « каменной бабе», положить ладонь на голову, закрыть глаза и загадать желание, оно исполнится. Сегодня мы видим, что на голове «бабы» образовался след от ладоней — так часто люди подходят к «каменной бабе» и загадывают свои желания.
Несколько лет назад работники музея стали замечать на полу возле «каменной бабы» разбросанные монеты. Оказалось, посетители, загадывая желания, клали на голову статуе монеты, которые падали на пол.
По рассказу Сулеймановой Н.И., из Нижнего Новгорода, Самары, Пугачева подходили к «каменной бабе» женщины в надежде излечиться от тяжелого заболевания.
В ходе исследования мною было проведено анкетирование 40 людей разного возраста, посещавших музей (см. приложение 24). По результатам анкетирования, 40% из числа опрошенных мною людей, во время посещения музея, прикасаясь к «каменной бабе», испытывали определенные ощущения (тепло, движение крови по руке, учащение пульса). При этом из 40 человек, загадывавших желание, у 50% оно исполнилось. В биоэнергетические свойства «каменной бабы» верят 65% людей.
Заключение
Таким образом, объектом моего исследования являлась половецкая «каменная баба» — памятник местного значения. Изготавливали каменные изваяния половцы, жившие в XI –XIII веках на территории нашего города, нашего края. В ходе исследования я выяснил, что «каменная баба» была привезена в Пугачевский краеведческий музей в июне 1920 года из имения Кропачева близ села Духовницкого. По устным сведениям, это «баба» была найдена помещиком Кропачевым в селе Шаховском Хвалынского уезда и привезена к себе в имение.
Предметом моего исследования являлось наличие биоэнергетических свойств у данной древней статуи.
В своем исследовании я руководствовался законом физики о сохранении энергии, который утверждает, что никакая энергия не исчезает. Какие-либо предметы (в частности камни, каменные изваяния), получив положительный заряд, могут сохранять его и впоследствии отдавать.
Кроме того, мои выводы об энергетических свойствах «каменной бабы» основаны на учении о тонкополевой экологии Некрасова Виктора Алексеевича, известного ученого, доктора биологических наук, президента Международной академии тонкополевой энергии и здоровья, академика РАЕН, автора универсальной теории поля формы.
В ходе исследования мною было проведено анкетирование 40 людей разного возраста, посещавших музей (см. приложение 24). По результатам анкетирования, 40% из числа опрошенных, прикасаясь к «каменной бабе», испытывали определеннные положительные ощущения (тепло, движение крови по руке, небольшое учащение пульса). При этом из 40 человек, загадывавших желание, у 50% оно исполнилось. В биоэнергетические свойства «бабы» верят 65% людей.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась: «каменная баба», находящаяся в краеведческом музее города Пугачева, обладает биоэнергетическами свойствами. В этом и заключается тайна «каменной бабы». Вывод сделан на основе изученных мной материалов, закона физики о сохранении энергии, научных открытий московского ученого А.В.Некрасова, на основе проведенного мной анкетирования и наблюдений работников музея.
Где же можно использовать мою проектную работу? Её можно использовать в музейном деле — при проведении экскурсий. Также исследование послужит материалом для туристического маршрута, разработанного краеведческим музеем нашего города. Работу можно использовать на занятиях краеведческого кружка, для проведения внеклассных мероприятий по истории. На основе своего исследования я разработал квест-игру (см. «Прочие материалы») по древней истории России для учащихся 6-х классов, которую назвал « В поисках каменной бабы». Её я проведу в ближайшее время в своем классе.
Список использованной литературы
- Веселовский Н. И. Кыпчакско — половецкие «каменные бабы» приволжских и южнорусских степей. – 1915
- Зайковский Б.В. Каменные бабы в Саратовском Поволжье // Труды СУАК. Саратов,1908. Вып.24
- Миллер. Изваяния скифского времени южнорусских степей. – 1925
- Некрасов В. А. Жизнь на земле. Серия «Тайны природы и открытия века» — М. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2004
- Плетнева С. А. Свод «каменных баб» – 1958
- Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния. Наука.- М.: 1974
- Тереножкин А. Изваяния эпохи бронзы южнорусских степей. -1952
- Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья // М. — Л.:1966
Архивные материалы Пугачевского краеведческого музея
им.К.И.Журавлева
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21
Приложение 22
Приложение 23
Приложение 24
Вопросы для анкетирования
- Испытывали ли Вы какие — либо положительные ощущения, прикасаясь к «каменной бабе»?
- Исполнилось ли загаданное Вами желание?
- Верите ли Вы в биоэнергетические свойства «каменной бабы»?
Пугачев, 2016 год
Автор Гундарев Сергей, ученик 6А класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Пугачева Саратовской области»
Адрес: ул. Пушкинская, 396; т. 8 (937) 261 0501
Руководитель Коркина Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Консультант Сулейманова Нурия Ибрагимовна,
директор Пугачевского краеведческого музея
Адрес школы: 413720, г. Пугачев, Саратовская
область, ул. Урицкого, 3, тел.(84574) 2-37-53